серая

Китайский героический архетип


В газете «Суть Времени» был цикл статей про русский героизм, основанный как на истории, так и на былинах и легендах. В данной статье я бы хотел рассказать про китайский героизм, а точнее про китайские культурные коды и то что заложено в их понимание героизма.

Располагайтесь перед мониторами поудобней и налейте чашку зеленого чай, это будет легенда которую слышал почти каждый китаец с детства.

Легенда о Гоу Цзяне (越王勾践). Легенда, записанная древним китайским историком Сыма Цянем в его книге «Ши цзи».

Я не буду переписывать всю историю, а только перескажу ключевые моменты и постараюсь передать смысл истории. Итак.

Гоу Цзян был ваном (то есть правителем) царства Юэ в 5 веке н.э.

Царство Юэ враждовало с царством У.

Правители двух царств были озлобленны и постоянно нападали друг на друга.
18191465
Когда предыдущий правитель Юэ умер и молодой тогда еще Гоу Цзян вступил на царство, правитель царства У – Хэ Лу решил воспользоваться моментом и напасть на Юэ.

Гоу Цзян отправил воинов сы ши (смертников) завязать сражение. Смертники построились в три ряда, подошли вплотную к уским войскам и с боевым кличем перерезали себе горло. Пока усцы наблюдали за ними юэсцы напали и разбили уское войско.

Правитель царства У Хэ Лу отступая получил ранение стрелой и умирая он сказал своему сыну Ву Ча – «никогда не забывай о Юэ».

Через три года Гоу Цзян услышал, что Фу Ча ежедневно тренирует своих солдат чтобы отомстить Юэ. Он решил напасть первым. Но советник его Фань Ли воспротивился и сказал, что нельзя нападать первым потому что это недобродетельно. Однако Гоу Цзян ответил, что «он все решил». Он выдвинулся в поход и проиграл.

С оставшимися пятью тысячами воинов он укрылся на высоте у Гуйцзи и уский ван окружил его там.

Гоу Цзян обратился к своему советнику Фань Ли, он сказал «Я не послушался тебя и это привело к поражению, что же мне делать теперь?»

Фань Ли ответил: «Обратитесь к ускому вану с униженными словами и щедрыми дарами. Если и это не поможет, то предоставьте в его распоряжение самого себя». Гоу Цзянь ответил: «Согласен!» И тогда повелел сановнику Чжуну отправиться в У с этой миссией.

Сановник пришел во дворец Фу Ча и принялся там униженно отбивать поклоны, он сказал ускому вану: «Правитель-ван, Ваш слуга, потерпевший поражение Гоу Цзянь, послал меня, своего слугу Чжуна, осмелиться доложить о состоянии дел. Гоу Цзянь просит считать его Вашим подданным, а его жену — Вашей наложницей»

Нелегко было добиться Гоу Цзяну прощения. Историк Сыма Цянь долго описывает жаркие дискуссии между сановниками и уским правителем, стоит ли им прощать Гоу Цзяна или нет. Больше всех призывал покончить с ним сановник Цзы Сюй, он еще появится позже в нашей истории. Но подкуп некоторых сановников и милость уского вана сделали свое дело.
hqdefault
Ценой великого унижения Гоу Цзян купил себе свободу.

Он вернулся домой и поклялся вернуть потерянное и разгромит царство У. Чтобы не забывать о поражении он повесил дома под потолком желчный пузырь и лизал его чтобы чувствовать горечь, которое напоминала бы ему о пережитом унижении и даже в еду и питье он добавлял желчь.
515207_155725002303_2
В китайский зык этот эпизод вошел как поговорка 卧薪尝胆 (wo xin chang dan) – то есть лежать на тростнике и пробовать желчь. То есть постоянно напоминать себе о пережитом унижение и готовить расплату.

Гоу Цзянь сам пахал землю, его жена ткала, в пищу они не употребляли мяса, в одежде не носили украшений. Гоу Цзянь порвал с прежними привычками, склонял голову перед мудрецами и достойными людьми, щедро принимал гостей, помогал бедным, оплакивал умерших, делил с простыми людьми их труды.

Под его заботливым правлением царство Юэ росло и крепло. И юэсцы стали думать о реванше.

Между тем в царстве У уский ван собрался напасть на княжество Ци.

Сановник Цзы Сюй, тот самый который не хотел щадить Гоу Цзяна, говорил ускому вану: «Еще нельзя нападать на Ци. Я слышал, что Гоу Цзянь ест простую пищу, делит с простыми людьми горе и радость. Пока этот человек не умрет, нашему царству следует ждать несчастий. Царство Юэ для нашего У — это внутренняя болезнь, а княжество Ци — это всего только расчет. Хотелось бы, чтобы Вы, правитель, оставили Ци и прежде всего занялись царством Юэ».

Уский ван не послушал Цзы Сюя и тут же напал на Ци. Он нанес поражение цисцам при Айлине. Однако Цзы Сюй сказал правителю «Вану не стоит радоваться!».

Это разгневало уского вана. И сразу же нашлись клеветники и льстецы, которые воспользовались гневом правителя чтобы убрать впавшего в немилость сановника и занять его место.

Ван приказал доставить Цзы Сюю меч чтобы он покончил с собой.

Цзы Сюй, засмеявшись, сказал: «Я, управляясь с делами, сделал твоего отца гегемоном, к тому же я и тебя поставил на царство. Ты сначала хотел отдать мне полцарства, но я не взял. Сейчас ты повернулся в другую сторону, и, поверив клевете, казнишь меня. Увы! Увы! Нельзя правителю править в одиночку».
После чего велел сказать посланцам вана: «Вырвите мои глаза и поместите их над восточными воротами уской столицы, чтобы они увидели, как в них вступят войска юэсцев!»

Так прошло несколько лет. Уский ван окруженный лишь льстецами и интриганми впал в кичливость и потерял бдительность.

Он уехал на съезд правителей на севере и когда его не было юэский ван Гоу Цзян что пришло его в время.
Он напал на его столицу и разбил находящиеся там войска.
Уский ван Фу Ча вернулся обратно и тоже был разбит.

История совершила полный круг.

И теперь уже пришёл черед уского вана униженно просить прощения и ползать на коленях.

Гоу Цзян хотел помиловать правителя У. Также, как и его помиловали в свое время.

 Но Фань Ли (тот самый сановник, который надоумил его унижаться 22 года назад) сказал ему:
«Когда в Гуйцзи Небо подарило усцам царство Юэ, усцы этого дара не приняли.
Ныне Небо дарит Юэ царство У, как же может правитель Юэ противиться небесной воле?
Разве не ради этой цели правитель-ван трудился с утра до ночи, не отдыхая?
И разве можно в одно утро отбросить то, к чему Вы готовились двадцать два года?
Кроме того, непринятие небесного дара, наоборот, принесет нам беду, ибо говорят: «Когда вырубают топорище, то образец всегда бывает рядом».
Разве Вы, ван, забыли о позоре под Гуйцзи?».

Ускому вану было отказано в милости.

И тогда он закрыв лицо руками, воскликнул: «Мне стыдно перед Цзы Сюем!». И покончил с собою.

Вот такая история.
shaoxingyue13
Еще раз напомню, что это легенда которую учит в школе каждый китаец. Про Гоу Цзяня даже фильмы снимают

Я считаю, что именно этой легендой вдохновляются китайцы, когда думают о национальном возрождении и реванше.

Китай когда-то был огромной и великой страной. Однако он отошел от добродетели, и правящая элита его разложилась.
За это Небо покарало Китай оккупацией, опиумными войнами и полуколониальным положением. А потом еще 30-летней гражданской войной.

И сейчас китайцы вылезая из глубокой ямы в которой оказалась страна вспоминают легенду о Гоу Цзяне.

Поразмышляйте над ней. Сравните с русскими былинами. Обратите внимание на совершенное разное отношение к мести и прощению в русской и китайской культуре.

А также обратите внимание на воспевание такого качества как терпение.

В западных и русских легендах воспеваются смелость, жертвенность и смекалка. У китайцев терпеливость, целеустремленность и осторожность. Го Цзян осторожно выжидал 22 года нужного момента чтобы нанести удар.  И это тоже часть китайского архетипа.

Нужно это учитывать, когда Россия имеет дело с Китаем как с народом. И нужно учиться лучшему не копируя при этом.

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ

А ещё это надо учитывать, потому что сначала царское правительство приняло участие в дерибане китайских земель, а потом уже советское правительство сильно оскорбило китайских коммунистов сначала "развенчанием культа личности", а затем и отказом от советского проекта. А китайцы лежали на тростнике и лизали желчь.
Только первая. Может стоит их загрузить в ЖЖ и уже оттуда вставлять в текст? Я на всякий случай всегда так делаю.
Может дело в том что я сижу в китая через в ВПН на японском сервере?
Картинки брал из гугла с китайских сайтов
Очень интересно.
Познать душу народа можно только изучив его легенды, предания, художественные произведения.
По научным статьям ты этого ни в жизнь не поймёшь.
Читайте внимательно начало поста. Историк Сыма цянь книга ши цзи
Запутался в Цзянь Лянь Пин и потерял нить повествования.
>>Китай когда-то был огромной и великой страной. Однако он отошел от добродетели, и правящая элита его разложилась.
За это Небо покарало Китай оккупацией, опиумными войнами и полуколониальным положением. А потом еще 30-летней гражданской войной.

- не напомните, когда последний раз, до революции 1911 года, в Китае правили собственные суверенные правители?
Может, стоит говорить о разложении маньчжурской династии Цинь, которая не смогла идти в ногу со временем?
А до того - о разложении киргизской династии Мин, которая погрязла в разврате, мздоимстве и была отстранена приглашенными частью китайской элиты северными пограничными войсками Маньчу (Восьмизнаменных)?

А до этого, о разложении монгольских правителей Китая?

И да, огромной и великой страной Китай сделали как раз иноземные династии, а потом и Советский Союз.
Вы не фоменковец часом?
Или может какая-то другая очередная бредовая историческая теория?
Дайте мне пруфы на "киргизскую династию Мин".

Династия Мин это чисто китайская династия. Пришла к власти в ходе "восстания Белого Лотоса" (白莲教), тайной религиозной организации, которая боролась за национальное освобождение против монгольской династии Юань.
Основатель династии Чжу Юаньчжан, вы хотите сказать что он киргиз?

Источник: ИСТОРИЯ КИТАЯ Под редакцией А. В. Меликсетова 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по историческим специальностям.

Начиная со страницы 240 и дальше
нет, не фоменковец. А причем тут Фоменко, вопрос в том, сколько "великое и огромное государство Китай" было самостоятельным.
Вы ведь в курсе, что его название - чужестранное? От северной династии Цинь. Точно также, как происхождение названия Пекина, некитайское.

Ну ладно, с Мин вы правы. 80 лет Китаем правили потомки повстанцев.

Это восстание получило в историографии название восстания Красных повязок. Войска восставших формировали члены Белого лотоса — тайного буддийского братства. Из среды повстанцев вскоре выделился Чжу Юаньчжан, до начала восстания — нищий крестьянин, затем буддийский монах, примкнувший к красноповязочникам в 1352 году. Вначале он не выделялся среди остальных, затем значительно вырос в статусе, женившись на приёмной дочери одного из руководителей восстания[3] В 1356 году отряд под его командованием (так называемый «Зелёный лес») захватил Нанкин[4], ставший позднее столицей Минской династии.

Чжу Юаньчжан укрепил свою власть на Юге страны, разбив своего основного соперника, также руководителя одного из отрядов Чэнь Юляна в битве при озере Поянху в 1363 году. Позднее, когда при невыясненных обстоятельствах скончался вождь Красных повязок, незадолго до того посетивший дом Чжу, последний окончательно перестал скрывать свои имперские амбиции и в 1368 году направил армию восставших на штурм юаньской столицы[5].


Просто замечательная история. Выдвинулся, женившись, продвинулся, убив вождя-руководителя.

Несмотря на успешное правление первых двух императоров — Чжу Юаньчжана и его сына Чжу Ди — со временем в государственном аппарате империи появились признаки разложения, и к началу XVII века он уже был насквозь пропитан коррупцией, императоры мало интересовались политикой, и вся высшая власть была сосредоточена в руках их многочисленного окружения (родственников, евнухов и придворных).


мда, в самом деле, киргизы ими правили намного успешнее и дольше. Да и к такому разврату и разложению не были склонны.
"Ну ладно, с Мин вы правы. 80 лет Китаем правили потомки повстанцев."

Время правления династии Мин - (1368-1644) почти 300 лет. Откуда вы взяли 80?

"Вы ведь в курсе, что его название - чужестранное? От северной династии Цинь. Точно также, как происхождение названия Пекина, некитайское."

Конечно я знаю. Только слово "Чайна" в самом Китае не используется. Это иностранное слово для иностранцев. Также как и слово "Китай" у нас используется потому что первые контакты русских исследователей были с племенем китаев. Кроме русскоговорящих стран слово "Китай" нигде не используется.

Сами китайцы называют себя Zhongguo 中国 Срединное государство.
Пекин (Peking) это то как монголы или маньчжуры (не помню кто первый начал) на своем ломаном языке называли "Северную Столицу" Bei Jing 北京

"мда, в самом деле, киргизы ими правили намного успешнее и дольше. Да и к такому разврату и разложению не были склонны."

Дались вам эти киргизы?! Причем тут они вообще?! Почему сразу не славяно-арии или рептилоиды?
Китайская история домодерного периода циклична. Даже слово такое есть "династийный цикл".
Напрямую привязано к росту населения и ограниченности территории и технологий сельского хозяйства.
Рост населения - расцвет - перенаселенность - упадок - гражданские войны - приход к власти восставших либо приход иноземцев в ослабленную гражданскими войнами страну - как результат войн сокращение численности - новая династия
и далее по кругу.
я вам ответил, там коммент со ссылкой, скрыт как подозрительный.
А не передергиваете ли вы?
Китайская культура и история недостаточно известна в России и понятна – в первую очередь из-за языкового барьера.
Поэтому ваш пост, ваше мнение о Китае может быть воспринято как истина в последний инстанции.

Но у меня сомнение – правильно ли вы оценки расставляете.
Эта история относится к периоду Сражающихся царств. Т.е. беспредела. И именно этот беспредел преодолеть и ставило целью конфуцианство.
И именно конфуцианство стало стежнем китайского менталитета – а не менталитет периода Сражающихся царств, который Конфуций как раз яростно осуждал.
Так что ваши теории, что именно эта история выражает суть китайского героизма и героического характера – у меня большие сомнения вызывает.
Суть китайского героизма скорее выражает жизнь Конфуция.
Re: А не передергиваете ли вы?
Я почитал ваш блог
про т.н. Китайский Путь и т.д.
У нас разные представления о Китае и его истории. Я думаю если сейчас начну лезть в дебри китайской истории, то это будет бесконечный разговор.

Хочу только отметить что легенда о Гоу Цзяне писалась конфуцианцем Сыма Цянем, и в ней Гоу Цзян показан исполнителем воли Неба, а его период унижения обусловлен отступлением от доброетели. Когда он вернулся к добродетели Небо даровало ему возможность реванша.

Для Сыма Цяня история была не просто сборником фактом, а возможностью написать поучительную притчу с опорой на реальные события. Так что Гоу Цзян вполне себе герой. Современный Китай про него даже фильмы снимает.

При маоизме Конфуций был объектом критики, как средневековый предрассудок и прислужник монархизма. Сейчас же его опять стали прославлять. Это к слову о Китайском Пути и непрерывности китайской истории.

Я бы про китайский путь еще бы мог поспорить, но не в блоге)))
Эта тема неисчепаема
Я не навязываю вам бесконечную дискуссию – т.к. спор "на победу" и не нужен.
Но поскольку эта тема для меня важна, а этот комментарий я и для своего блога продублирую
в http://2009-da.livejournal.com/161709.html
то я отвечу подробно.
Я не опровергаю вас, а скорее дополняю.

Конфуций излагал идеальную приглаженную историю как образец, рисовал идеальные образы для подражания. Сыма Цянь – писал реальную, во многом сырую (а возможно и умышленно драматизированную) историю, увлекался и самой драмой, как Шекспир. Хотя конечно в целом и Сыма Цянь – конфуцианец.


=== Гоу Цзян вполне себе герой. Современный Китай про него даже фильмы снимает ===
Я не отрицаю. Эта драматичная история действительно знаменита именно своим драматизмом, она и русские хрестоматии по Китаю входит.

=== Я бы про китайский путь еще бы мог поспорить, но не в блоге))) ===
Взгляды на историю одной и той же страны или цивилизации разные у разных людей. Так же например и взгляды на историю России и ее "путь" у самих же русских разные – каждый истолковывает на свой лад, чтО ему ближе, то и считает главным.
Китайский путь важен – потому что американский путь (на который и Россия вползла в 1990 гг на четвереньках, подгоняемая евреями и прочими национал-предателями пинками в зад) вызывает отторжение по крайней мере у половины человечества и большинства россиян.
Поэтому альтернативу нужно искать.
А сама Россия как-то запуталась слегка сейчас – стоит как баран на перекрестке.
Поэтому опыт и мудрость Китая – важны и их нужно изучать.

Что касается Гоу Цзяна, описанного у Сыма Цяна – то это интересный эпизод. В силу драматизма он действительно привлекает внимание.

Сам Сыма Цянь так оценивает Гоу Цзяня в 41 главе ШИ ЦЗИ:
«Я, тайшигун, Придворный историограф, скажу так.
Велики заслуги Юя! Он проложил русла девяти рек, образовал девять областей, так что вплоть до нынешних времен все сясцы (китайцы) могут жить в порядке и в покое. //Вот ЮЯ - И Я В СВОЕМ ПОСТЕ И НАЗВАЛ КИТАЙСКИМ ГЕРОЕМ – И ЭТО ТАКЖЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ МОИСТОВ – ШКОЛЫ МО ДИ, КОТОРАЯ СЧИТАЛА ЮЯ ИДЕАЛОМ//). Когда настало время его далекого потомка Гоу Цзяня, тот, изнуряя тело и пребывая в тяжелых заботах, в конце концов покончил с сильным царством У, на севере занимался военными делами срединных княжеств. Он стремился почитать чжоуский дом, от которого он в дальнейшем получил титул ба-вана. Гоу Цзянь, возможно, не может быть назван [очень] мудрым, но в его делах присутствовал отсвет [деяний] самого [Великого] Юя. Фань Ли трижды сменял свое местожительство и везде имел славное имя, которое осталось в памяти последующих поколений».

Т.е. Сыма Цянь ставит в Гоу Цзяня в образец. Но не именно за что-то вроде "жестокого коварства" или "мстительности". А выделяет другие черты.

Но разница между Китаем и Русью действительно конечно есть, и вы правильно указали на это. Например в Китае культ ученых, книжности, учености и мудрости. И даже герои на войне ведут себя мудро, рационально и разумно. А на Руси – культ воинской доблести и христианских духовных, а не практических как в Китае, добродетелей.

Но это можно обсуждать бесконечно.
Ваши заметки по современному Китаю – интересны.
Милосердие не в почете. Даже симметричное в ответ на милосердие врага. Милосердие явно не на первом месте в иерархии ценностей китайцев.