Category:

Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.7 - Заключение

В предыдущей части мы рассмотрели взаимодействие китайских коммунистов и тайных обществ, поклоняющихся Богине Матери. А также их возможное проникновение в современное руководство КПК. Теперь же подведем некие итоги, а также слегка коснемся тему китайских тайных обществ вообще, и всего их множества, которое осталось за рамками данного исследования.

Предыдущие части по ссылкам:

Ч.1 - https://popoffich.livejournal.com/171983.html

 Ч.2 - https://popoffich.livejournal.com/172145.html

Ч.3 - https://popoffich.livejournal.com/172311.html

Ч.4 - https://popoffich.livejournal.com/172724.html

Ч.5 - https://popoffich.livejournal.com/173039.html

Ч.6 - https://popoffich.livejournal.com/173180.html

Теперь можно перейти к главному выводу исследования – как мы видим, в Китае издавна существовала традиция почитания божества Королевы Матери Запада. Данный культ, скорее всего родился не в Китае, а пришел сюда из Ближнего Востока через Среднюю Азию. У даосов, этот культ стал одним из центральных, идущим сразу после официального почитания Нефритого Императора и Небесного Изначального предка, хотя были и даосские секты, где почитание Си Ван-му было основным. 

Именно даосы, со своими призывами к изначальной простоте, сносу классовых перегородок и социальной справедливости, а также апокалиптическими видениями крушения старого мира и перехода в новую историческую эпоху, организовали восстание Желтых повязок. Позже, эта же традиция, подобно олимпийскому факелу из рук в руки через тысячу лет передала огонь бунта против социального неравенства и этот огонь вспыхнул в XIV веке против иноземной династии Юань. Далее этот же огонь, спустя 500 лет поспособствовал крушению чужеземной династии Цин. 

У нас есть все основания предполагать, что этот огонь не исчез, а пробрался в самые глубины современной Коммунистической Партии Китая, и возможно даже направляет её действия изнутри.

Суть этого огня состоит из двух компонентов – тяга к социальной справедливости и обостренное национальное чувство, доходящее до крайней формы национализма. 

К сожалению, идея о том, что внутри КПК есть некая группа, объединенная поклонением Богине Матери и ведущая Китай в определенном направлении, это пока что всего лишь не подтвержденная фактами и исследованиями предположение. Мое собственное исследование доходит до 40-х и 60-х годов ХХ века и тут упирается в пространство неизвестного и мало изученного, а зачастую и строго засекреченного властями КНР. Так что это будет тема более поздних исследований.

За бортом также осталась тема всех остальных сект, поклоняющихся Си Ван-му. Их существует пара десятков и многие из них живы и по сегодняшний день, как на материковом Китае, так и в Тайване. В них вовлечены миллионы людей и их численность постоянно растет. По большей части они состоят из людей среднего и пожилого возраста, которые практикуют дыхательную гимнастику или медитативные практики, и участвуют в общественной и благотворительной деятельности. У тех из них что действуют на Тайване и в Гонконге есть свои вебсайты и страницы в Фейсбуке, где можно посмотреть на фотографии их мероприятий и увидеть современные статуи и изображения Нерожденной Праматери Ушен Лаому. 

Наглядный пример - заглавная страница сайта одной из этих сект - Яочидао - ссылка на сайт - http://xn--btwx4o.tw/main/index.html

Самая крупная из них это Игуаньдао 一贯道 Yiguandao (досл. всепроникающее учение) – оно появилась в коне XIX века в провинции Шаньдун как еще одно из многочисленных ответвлений Сяньтяньдао (先天道 Xiantiandao Путь предыдущего неба). Не имело особого влияния вплоть до смерти своего основателя Ван Цзюе-И, и прихода к руководству в 1919г. Чжана Тяньжана, который изменил политику секты с традиционной довольно пассивной на агрессивно миссионерскую. В условиях хаоса гражданской войны и вакуума властей секта быстро распространилась по всей стране, и вовлекла в свои ряды около 12млн. человек. После того как коммунисты пришли к власти в 1949г. именно эта секта стала одной из их первых целей – секта была запрещена уже в 1950г. как контрреволюционный инструмент империалистов и гоминдана. И это, заметьте, за 3 года до начала официальной кампании по борьбе с сектами и тайными обществами! Члены и руководители секты массово бежали на Тайвань и Гонконг и именно на Тайване секта распространилась больше всего. Изначально гоминдановское правительство запрещало их, так что члены Игуаньдао вели свою довольно успешную миссионерскую деятельность в подполье. Однако в 80-е годы запреты были сняты и сейчас, по официальной статистике, на Тайване в секте состоит более 800 тысяч человек или 3,5% населения острова.[i] Кроме того секта широко распространилась в Японии и Южной Корее, Таиланде, а в 80-е и 90-е годы стала активно проникать обратно в материковый Китай. В начале 00-х правительство КНР официально вычеркнула Игуаньдао из листа «злых культов».

Также, чтобы не создавалось конспирологического ощущения, я хочу отметить что отношения между различными тайными сообществами, даже формально принадлежащими к одной и той же традиции не всегда складывались гладко. Яркий пример тому «Зеленая Банда» (青帮 - Qingbang). Изначально они были последователями Лоизма (который упоминался выше и принадлежит к «Белому Лотосу»), которые перемешались с уже существовавшими ранее гильдиями лодочников-перевозчиков зерна вдоль Великого Канала. Во время восстания тайпинов, движение по Каналу было перекрыто, и чтобы выжить они стали заниматься контрабандой соли, на которую в то время была государственная монополия. Позже они занялись гораздо более прибыльной контрабандой опиума и быстро обрели большую силу и влияние. Они перенесли центр деятельности в Шанхай, который был крупным портом, и по сути подмяли под себя всю опиумную торговлю в регионе и весь шанхайский бизнес. 

У Сунь Ятсена и Чан Кайши были очень хорошие отношения с Зеленой Бандой, которая активно финансировала их революционную деятельность, хотя это и не мешало им принимать заказы на убийства гоминдановских политиков от политического врага Сунь Ятсена, диктатора Юань Шикая. Позднее, именно уголовники Зеленой Банды, были использованы Чан Кайши, чтобы провести чистку Шанхая от коммунистов и профсоюзных лидеров в 1927г. (знаменитая Шанхайская резня – именно после нее официально началась гражданская война между КПК и Гоминданом). В качестве награды за хорошо проведенную работу по уничтожению коммунистов, Чан Кайши даровал лидеру Зеленой Банды Ду Юешэну пост главы Бюро по борьбе с опиумом и звание генерала гоминдановской армии. Это главному-то наркобарону страны!

Лидеры Зеленой Банды - Ду Юешэн слева

Кроме того, кроме резни коммунистов и Зеленой Банды, у «народных» сект традиции «Белого Лотоса» есть ещё одна грязная страница. После падения династии Цин в 1911г, и до учреждения КНР в 1949 году, был так называемый «Республиканский период», который на деле был периодом безвластия и хаоса. В это время в сельской местности пышным цветом расцвели различные секты и культы, которые до этого подавлялись цинским правительством. Согласно книге американского исследователя Дэвида Оунби «Falun Gong and the future of China”[ii] в это время в одном только Северном Китае находились десятки миллионов сектантов. Официальная политика как КПК так и Гоминдана была направлена против этих многочисленных и разнообразных деревенских сект. Официально было разрешено только пять государственных религий: буддизм, даосизм, конфуцианство, католицизм и протестантизм. Поэтому по-настоящему процветать они могли только в условиях вакуума центральной власти и всеобщего хаоса.

Когда эти районы оказались оккупированы японцами, оккупантам нужны были локальные авторитеты на местах, чтобы поддерживать порядок в деревнях, и очень часто, именно сектантские лидеры становились такими авторитетами и коллаборационистами иноземных оккупантов. Взамен они получали финансовую и административную поддержку японцев. Так, например, в марионеточном японском Маньчжоу-гуо секта «Общество морали» (道德会 daodehui)смогло установить 312 отделений, 235 «школ праведности», 226 лекториев и 124 клиники, и все это только в 1932 году, всего лишь через год после установления Маньчжоу-гуо. 

Так что мы видим, что, когда являющиеся продолжателями дела «Белого Лотоса» Большие Ножи и Красные Пики, партизанили против японцев и поставляли разведданные коммунистам, в это время одни их «духовные братья» прислуживали японским оккупантам, а другие «братья» из Зеленой Банды помогали Гоминдану охотится на коммунистов. И это все «Белый Лотос», как бы одна и та же традиция, одно и то же верование! Так что записывать все тайные общества, вышедшие из «Белого лотоса» в некий единый супер-субъект, было бы неправильно, и равносильно объявлению всех лиц еврейского происхождения участниками мирового сионистского заговора.  

И напоследок хотелось бы отметить ещё один момент, который не является темой данного исследования, но которой присутствует в тексте. Это тема двух различных сектантских традиций. Как я уже писал выше, кроме Белого Лотоса, в середине XIX века резко активизировалась традиция, которую я условно называю традицией «Общества Земли и Неба» - Тяньдихуй. Что стало с ними?

Это заслуживает отдельного исследования, так что здесь я просто набросаю их историю и развитие самыми широкими мазками, чтобы у читателя сложилась более-менее целостная картина ситуации.

После разгрома, который им учинили цинские власти в середине XIX века, эти общества «залегли на дно», и практически не показывались до начала ХХ века. Они действовали подобно криминальным организациям, торгуя опиумом, «крышуя» бизнесы и бордели, и набирали деньги и влияние как в Китае, так и за рубежом. Пропагандируемые ими ценности верности, воинской чести и патриотизма, позволяли им набирать сторонников в военной среде, среди офицеров и солдат этнического китайского происхождения. Также они активно работали в городах в сфере криминала, привлекая так называемый люмпен-пролетариат (проще говоря уголовников) и китайскую буржуазию, которая была антиманчжурской и в то же время была яро-националистической и антизападной. 

Ответвлениями и продолжателями этой традиции можно считать организации – «Общество Земли и Неба» - Тьяньдихуй или их еще называют Хонмэнь (洪门 - Hongmen). Знаменитые Триады – (三合会 sanhehui что означает «Тройственный союз», то есть союз Земли, Неба и человечества) и уже упоминаемое ранее «Общество Малых ножей».

Сунь Ятсен активно сотрудничал с ними, и они помогали ему организовывать восстания против цинской династии. Также эти общества активно сотрудничали с ним и с Чан Кайши, когда Гоминдан боролся за власть над Китаем т.е. в «Республиканский период». После победы КПК над Гоминданом, коммунистическое руководство страны организовало активную и бескомпромиссную борьбу по искоренению этих тайных обществ и по большей части им это удалось. Деятельность Триад, Хонмэня и им подобных была вытеснена в Тайвань, Гонконг, Макао, страны ЮВА и Америку. Если Триады стали чисто криминальной организацией, то Хонмэнь хотя и запрещены в Гонконге, на Тайване стали легальной влиятельной политической организацией. Всего по всему миру они имеют 300 тысяч членов, а самая крупная ветвь У Шэн Шань имеет 180 тысяч, большей частью из тайваньского рабочего класса и тайванских военных. Они открывают школы боевых искусств и их члены активно представлены в Тайваньской политике. 

Тут стоит отметить что в глаза бросается то что описанные мной традиции «Белого Лотоса» и «Общества Земли и Неба» в ХХ веке четко разделились по линиям отношения к социальной справедливости. «Белый Лотос» это более «левая» традиция, с упором на равенство людей, в то время как «Общество Земли и Неба», стало более «правым», с активным вовлечением в международный криминал и поддержку крайне-правого, милитаристского режима на Тайване. Если в XIX веке эта разница почти не чувствовалась, то к середине ХХ века, она стала очевидной. 

Так или иначе, тайные общества оказывали огромное влияние на китайскую историю на протяжении последних 2000 лет, и как показывает мое исследование, есть все основания полагать, что одно из этих обществ, образовало свой «орден» в самом ядре руководства современной коммунистической партии. В экспертном сообществе ходят слухи о существовании некоего «Ордена Красного Дракона», и вполне возможно, что у истоков этого ордена лежат секта Белого Лотоса, её ответвления Общества Больших Ножей и Красных Копий, а также руководитель китайской разведки Ли Кэнун, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин, с их преемниками.

Но подробное изучение этого должно стать темой отдельного будущего исследования.

    

[i] Lu, Yunfeng (2008), The Transformation of Yiguan Dao in Taiwan Adapting to a Changing Religious Economy, Lexington Books, ISBN 9780739117194

[ii] David Ownby «Falun Gong and the future of China” стр. 36


Всем спасибо за внимание!

UPD: В день публикации обнаружил интересную статью на английском про историю Общества Неба и Земли, которая содержит ряд интересных фактов, часть из которых противоречит тому что я написал ранее в этом исследовании. Я думаю у меня в будущем появиться очередная статья или даже цикл статей про традицию Общества Неба и Земли, также как я разобрал традицию Белого Лотоса. Ссылка на статью тут — http://freemasonry.bcy.ca/history/chinese_freemasons/index.html

Перейти к содержанию моего блога

Я Вконтакте


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded