Category:

Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.3

В предыдущих двух главах я рассмотрел существующие культы Богинь в современном и древнем Китае, а также сопоставил внешнее сходство китайской богини Королевы Матери Запада — Си Ван-му, с Кибелой, Реей и Астартой. Но кроме внешнего сходства, есть целый ряд доказательств того что Си Ван-му не просто похожа на древнегреческую Кибелу, а это и есть натуральная Кибела, занесенная в Китай во II  веке до н.э. 

Предыдущие части читать по ссылкам:

 Ч.1 - https://popoffich.livejournal.com/171983.html

Ч.2 - https://popoffich.livejournal.com/172145.html

Происхождение культа Королевы Матери Запада

Вообще матриархат и наличие богини Матери, свойственно практически всем людским культурам со времен неолита. Тем не менее, со временем эти верования приобретают более конкретный вид и становятся организованными культами, со своей уникальной мифологией. Интересно что на пространстве Евразии эти культы имели подозрительно много общих черт, что позволяет говорить о существовании единого или нескольких центров в наиболее древних очагах человеческой цивилизации – Египте, Вавилоне, Малой Азии и о.Крит. Независимо зародившись в этих «очагах», культы Богини Матери под разными именами взаимно перемешались и распространились по всему континенту замещая собой автохтонные неолитические культы богинь матерей. 

Существует целый ряд оснований полагать что существующий и теперь в Китае культ Королевы Матери Запада Си-Ванму, это не полностью автохтонная религия, а культ, занесенный из Запада по Шелковому Пути во II веке до нашей эры, предположительно через бактрийское греко-индийское царство, созданное в Средней Азии после завоеваний Александра Македонского и позднее через созданную на его месте кушанскую империю, которая также испытывала сильное влияние эллинизма и римской империи. 

Подробный разбор этих оснований не является темой данного исследования, поэтому я ограничусь лишь рядом наиболее ярких из них.

В предыдущей главе мы рассмотрели одну из отличительных черт Си Ван-му – Персики бессмертия. Эти персики растут в волшебном саду на мифической горе Кунлунь, их собирают раз в три тысячи лет и тот, кто отведает их становится бессмертным. Интересно, но во время династии Тан, которая считается «золотым веком Китая», во время активного развития торговли по Великому Шелковому пути, реально существовал обычай преподнесения танскому императору неких «золотых персиков из Самарканда». 

Американский историк Э.Шефер, так и назвал свою известную книгу, посвященную торговле династии Тан с другими странами. В частности, в своей книге он пишет, что эти персики преподносились в дар исключительно императору и что у него в саду реально существовало некое дерево с персиками золотистого цвета, и саженцы этого дерева никогда не покидали стены императорского сада[1][i]

Впрочем, само наличие посольств из Самарканда с персиками, удачно совпадающими с местной легендой, еще ни о чем не говорит, но является интересным дополнением к общей картине. 

Гораздо более в пользу «иностранного» происхождения Королевы Матери Запада говорят её многочисленные мифологические свойства схожие с целым рядом богинь Малой Азии, Ближнего Востока и античной Греции. Подобно Кибеле и Рее она живет в горах и окружена тиграми и пантерами (в случае Кибелы – львами). Подобно Ианне (она же Иштар) она в ряде легенд вступает в священный брак с императорами. Подобно Анат, она приносит чуму и смерть. Эти многочисленные сходства являются достаточно широко изучаемым предметом.

Основное же доказательство в пользу связи Си Ван-му с Кибелой представлено в работе известного американского историка Виктора Мейра. Виктор Генри Майр - американский синолог и профессор китайского языка в Университете Пенсильвании. Известен он тем что был редактором монументальной «Колумбийской истории китайской литературы» - крупнейшего справочника по всей древней китайской литературе составленного 42 авторами. Также совместно с Мириам Роббинс Декстер он написал «Священное изображение: божественные и магические женские фигуры Евразии (Sacred Display: Divine and Magical Female Figures of Eurasia), и еще пару десятков книг по буддизму и китайской культуре, включая собственный перевод Дао-Де-Цзина и Чжуанцзы. Основной интерес его работ — это влияние различных культур друг на друга и идея что цивилизации развиваются не сами по себе, а под активным влиянием других цивилизаций. Одной из наиболее известных работ Виктора Мейра является исследование знаменитых Таримских мумий, которые были обнаружены в Синцзяне еще Свеном Гведином, и у которых было доказано их индоевропейское происхождение и черты свойственные белой расе. 

Я привожу такую подробную информацию чтобы проиллюстрировать что Виктор Мейр это не конспиролог, не научный фрик, а серьезный и всемирно признанный специалист в этой сфере.

В своей книге Contact And Exchange in the Ancient World (Контакты и обмен в Древнем Мире) изданной в 2006 году, третья глава посвящена целиком Королеве Матери Запада. В этой главе он подробно разбирает древнейшую дошедшую до нас иконографию Си Ван-му (преимущественно поздняя династия Хань) и сопоставляет её с изображениями богинь Матерей в Малой Азии, Древнем Риме и Греции.

Я не буду цитировать всю главу целиком, и отмечу только основные моменты. Во-первых, это своеобразный головной убор на голове Си-Ван-му, который называется «шэн» (胜 - Sheng). Судя по всему, его значение являлось загадкой даже для самих китайцев периода Хань и только в более поздние времена появляется его интерпретация как прялки, и самой Си Ван-му как эдакой китайской мойры, прядущей нить судьбы. Ближе к династии Тан «шэн» исчез с изображений окончательно и был заменен персиками, прикрепленными к высокой прическе либо золотой заколкой. 

Рисунок 5 – Си Ван-му, фрагмент изображения из гробницы. Династия Хань, провинция Шанси, музей в г.Сиань

Кроме «шэна» другими отличительными чертами Си Ван-му на ханьских гробницах являются тигр и дракон по бокам на уровне ног, птицы прислужники, своеобразные «крылья» за спиной и ветви с листьями.

Рисунок 6 – Изображение Си Ван-му, зайца толкущего эликсир бессмертия, девятихвостой лисицы, трёхногого ворона и людей несущих зеленые ветки. Суйде, провинция Шанси, поздняя Хань

Далее Мейр сопоставляет эти изображения и письменные свидетельства с изображениями Реи и Кибелы, включая знаменитую статуэтку из Чатал-Гуюк. А также римские и кушанские монеты с изображением Кибелы и некоего божества с полумесяцем, выходящим из-за спины. 

Рисунок 7 – керамическая статуэтка Си-Ван-му, восточная Хань, II в.н.э.
Рисунок 8 – греко-романская статуя Кибелы в музее Рима.
Рисунок 9 – Финикийская статуэтка Астарты, Испания, VII в. до н.э.
Рисунок 10 – статуэтка богини матери из Чатал-Гуюк ок. 6000 лет до н.э.

Также как Королева Матерь Запада – Рея и Кибела изображаются с высоким круглым головным убором, который называется «полос». 

Рисунок 11 – римская монета с изображением Кибелы
Рисунок 12 – кушанская монета божества с полумесяцем за плечами

Также можно обратить внимание на римскую монету с императрицей Фаустиной, в образе Кибелы со стоящим рядом Аттисом и веткой в руке. Стоит также отметить что греческих и римских текстах упоминаются члены культа Кибелы, так называемые «дендрофории», несущие ветви с листьями в качестве ритуала в её честь. Как тут не вспомнит цитируемый ранее отрывок из «Ханьшу» про то как поклонники культа Королевы Матери Запада обменивались друг с другом ветками в её честь? 

Теория Мейра состоит в том, что на Западе Богиня Мать изображалась стоя или сидящей на троне со львами у изголовья. В древнем Китае же, вплоть до династии Тан, не существовало стульев и тронов. Поэтому, когда китайцы видели доходящие до них с Запада фронтальные изображения Богини Матери, они принимали изголовье трона и его подлокотники за элементы одежды и головного убора. 

К сожалению, до нас дошло слишком мало данных о том периоде времени. Согласно книге Мейра, первые упоминания о Королеве Матери Запада (как и Королеве Матери Востока), мы находим на костях для гадания династии Шань (1300-1050 ш до н.э.), затем следует «черная дыра» в тысячу лет, из которой не сохранилось никаких письменных свидетельств и о событиях которой мы знаем только из более поздних исторических книг. Затем во время ранней династии Хань (II век до н.э.) появляется ряд канонических мифологических текстов, которые были составлены в период Воюющих царств и вплоть до ранней династии Хань, это с V по II века до н.э. И наконец с 0 по II век нашей эры мы начинаем находить многочисленные гробницы с изображением Королевы Матери Запада. Этот период времени примерно совпадает с открытием Шелкового Пути в 140 г. до нашей эры, когда в Китай стали массово проникать различные предметы с Запада, включая предметы культа. Именно в это время начинается заимствование китайцами иконографии западной богини Кибелы, которая обладала схожими свойствами с Си Ван-му и скорее всего воспринималась китайцами как одна и та же богиня, да к тому же пришедшая непосредственно с Запада, а значит более близкая к оригиналу. 

Дополнительным доводом в пользу этой теории служит то что самые древние гробницы с изображением Королевы Матери Запада были найдены в провинции Сычуань на западе Китая, то есть в регионах, которые первыми открылись иностранному влиянию. Так, например, буддизм тоже пришел в Китай через провинцию Сычуань из кушанского царства. 

Первые влиятельные даосские общины, которые поклонялись Королеве Матери Запада, например, Пять Ковшей Риса и Школа Небесных Наставников, тоже произошли из провинции Сычуань. Куда, судя по всему, первыми пришли культы Кибелы вместе с купцами и служителями культа из эллинизированной Малой и Средней Азии.

Культ Кибелы пришел на уже хорошо подготовленную почву оригинальных (оригинальных ли?) китайских верований в Богиню матерь Запада, и перемешался с ними принеся новые мифы, атрибуты, ритуалы и иконографию.

На этом мы заканчиваем с религиоведческой частью, и напрямую подходим к истории тайных обществ, которые концентрировались вокруг поклонения Си Ван-му. Но об этом в следующей части!

[1] Э. Шефер Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан.// М.: 1981. 608 с. Серия: Культура народов Востока. Глава VII. Растения. (http://kronk.spb.ru/library/schafer-eh-1981-07.htm)

Продолжение Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.4 - https://popoffich.livejournal.com/172724.html

Перейти к содержанию моего блога

Я Вконтакте


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded