Categories:

Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.1

Давно, я не писал новых больших статей по Китаю. Причина этому в том, что последние пару месяцев ушли на написание этого большого исследования. Тут я разберу культ Богини Матери — Кибелы в Китае. Историю китайских тайных обществ и возможное существование тайного ордена внутри КПК. Я думаю этот доклад будет наиболее интересен тем кто читал серию статей С. Кургиняна «Судьба Гуманизма в 21 веке», но и те кто «не в теме», тоже мне кажется найдут этот доклад интересным. Поехали!

Идея заняться культами богинь в Китае появилась у меня в октябре. Во время октябрьских праздников я провел неделю в провинции Шанси, фотографируя настенные фрески в заброшенных сельских храмах и оперных зданиях. Это проект моего друга – аспиранта университета Беркли, Калифорния Ганнибала Тобса, и он мне много рассказал про эту малоизученную тему, которая, как оказалось, имеет прямое отношение к древним культам Богинь, которая достаточно подробно разобрана в цикле статей С.Е. Кургиняна – «Судьба гуманизма в 21 веке». 

После возвращения из поездки я постарался поглубже «копнуть» эту тему, и как мне кажется, мне удалось откопать некую связующую нить от древнего поклонения Богине Матери к многочисленным тайным обществам, существовавшим на протяжении китайской истории, и наконец к нынешнему руководству КНР. Возможно даже к т.н. «Ордену Красного Дракона», о существовании которого говорят политические эксперты знакомые с китайской тематикой.

Объект исследований моего товарища, к которому я присоединился на одну неделю был – храмы на севере провинций Хэбей и Шанси – регионе, который являлся пограничным в период династии Мин (с 1368 года по 1644 год) и находился сразу перед Великой Китайской Стеной. 

Так уж вышло, что почти все храмы в этом регионе принадлежат либо к периоду династии Цин (с 1644 по 1912 год) (большинство из них), либо к упомянутой выше династии Мин. Причем 99% этих храмов серьезно пострадали в ходе культурной революции. Местные жители почти совсем не ценят сохранность храмов, потому что для китайцев все что моложе 100-200 лет не представляет ценности. Фрески столетней и двухсотлетней давности медленно разрушаются вместе со зданиями храмов, которые в годы культурной революции превращали в кладовые и свинарники. Либо даже целенаправленно уничтожаются ворами и вандалами. 

Суть проекта – тщательно сфотографировать то что осталось и занести в базу данных, чтобы у исследователей и историков будущего был бы материал на руках после того как последняя фреска будет уничтожена.

Теперь про то, кому в этих храмах поклонялись. В отличие от Европы и Ближнего Востока, где монотеизм вытеснил все остальные религии, Азиатские страны сохранили кучу богов – старых и новых. Ситуация с богами там довольно запутанная.

На протяжении истории на государственном уровне и в городах существовали т.н. «имперские» культы – Храм Неба, Храм Земли, Храм Конфуция, крупные буддистские и даосские храмы, храмы богов покровителей городов, Бог Войны и т.д.

На деревенском же уровне процветали культы Богинь, которые почти никак не контролировались из центра. Эти культы очень сильно варьировались в зависимости от местности и к тому же трансформировались с течением времени. Писать я буду только про тот регион, который я знаю, а именно про север провинций Хэбей и Шанси.

В этом регионе, в деревнях наиболее распространены храмы трех богинь – Гуанинь, Водной Матери (Шуйму) и Нянян (Богиня или иногда Найнай – Бабушка).

Гуанинь

Гуанинь – 观音 – изначально индийский буддистский бог Авалокитешвара что в переводе с санскрита означает «Наблюдающий за голосами», т.е. слушающий призывы о помощи или плач страждущих. Имя «Гуанинь» это буквальный перевод данного имени на китайский. Изначально в Индии Авалокитешвара изображается как мужчина. С приходом в Китай вначале приобрела андрогинные черты, а потом, ближе к 12 веку, и вовсе стала женщиной. Я подозреваю что до прихода буддизма в деревнях уже существовал культ подобной богини со схожими функциями, и они просто перешли в буддистскую Гуанинь. Иначе как объяснить эту половую трансформацию? Но это всего лишь мое предположение. 

Гуанинь является богиней милосердия, которая помогает страждущим. Также она помогает женщинам забеременеть и является покровительницей моряков. Её связывают с Южным морем и считается что она может призывать дождь.

Вторая самая распространенная богиня - Водная Матерь (Шуйму 水母, Shuimu) – если почитать про нее в английской википедии, то там она будет малозначительной не то ведьмой, не то демоном, которая противостояла Гуанинь и Королю Обезьян. В китайском аналоге Википедии – Байду – есть сказка о крестьянской девушке, которую всячески угнетала злая свекровь, пока она не напоила водой бродячего старика, который оказался богом местной реки и дал её в подарок волшебную подкову. Если поднять подкову внутри бочки, то уровень воды в ней повысится, но если подкову совсем вытащить, то вода перельется через край и все затопит. Что злая свекровь в итоге и сделала, утонув сама и превратив деревню в озеро. 

Так или иначе, но в «мейнстриме» китайской культурологии, Водной Матери отводится довольно незначительное место. Однако в районе Шанси-Хэбэя после 16 века в деревнях ей понастроено огромное количество храмов и святилищ, где она выступает одной из старших богинь ответственных за такое важное дело как дожди.

Этому есть две основных причины. Первая - Все храмы, посвященные Водной Матери, называются 龙王庙 Longwang Miao или «храм Драконьих королей», что, как-бы предполагает, что это храм мужского божества, а точнее Драконов Четырех Морей, чьи статуи и изображения находятся в храме. Но стоит зайти внутрь, и по самой композиции фигур (Водная Матерь в центре, короли по краям), по сюжету на фресках, видно, что храм на самом деле посвящен Водной Матери, а Короли Драконов — это подчиненные фигуры.

Вторая причина – статьи, посвященные Водной Матери, писалась на основе гонконгских и южнокитайских источников, а на севере Китая, совершенно другая религиозная картина. 

Согласно сюжетам, изображенным на фресках, Водная Матерь является матерью-повелительницей драконов четырех морей. На фресках они изображаются как четыре черноволосых бородатых мужчины верхом на драконах. 

Когда к Водной Матери приходит годовой дождевой график или по-китайски 雨表Yubiao она весной выпускает своих четырех сыновей из дворца, чтобы они подняли воды четырех морей (по четырем сторонам света) и обрушили их на землю в виде дождей, и гроз. Данный сюжет всегда изображается на фреске на восточной стене святилища Водной Матери. 

Верхний левый угол восточной стены (т.е. северная сторона стены) – красное солнце выходит из морских вод – восход солнца, символ деторождения из воды и рождения ян. Под ним нижний левый угол – Водная Мать сидит во дворце провожая взглядом уходящих «на работу» сыновей. Перед ней раскрытый свиток со списком положенных в этом году дождей. Верхняя и средняя часть фрески – четыре сына верхом на бушующих драконах. Их сопровождают многочисленные малые боги. Хаотические волны, тучи, гром и молнии. Внизу фрески - маленькие фигуры крестьян, работающих в поле. Иногда отдельные фигурки поражает молния. 

Рисунок 1 – Фрагмент фрески (конец XIX начало XX вв.) на восточной стене в святилище Водной Матери, фото Попов Алексей – октябрь, 2018г

Фреска на западной стороне святилища. Верхний правый угол (то есть прямо напротив соответствующего солнца в левом углу восточной стены) – из моря выходит луна – ночь, рождение инь, снова зима. Под ним нижний правый угол – Водная Матерь встречает взглядом возвращающихся сыновей, перед ней на столе закрытая коробка, список дождей уже не нужен. Верх и центр фрески – четыре драконьих короля уже верхом не на бушующих драконах, а на смирных лошадях. С ними сонм меньших богов. Внизу фрески – сбор урожая, праздничные ритуалы, сюжеты разнятся на различных фресках. 

Рисунок 2 - Фрагмент фрески (конец XIX начало XX вв.) на западной стене в святилище Водной Матери, фото Попов Алексей – октябрь, 2018г.

Еще небольшое примечание – сюжет с рождением из моря солнца и луны встречается на фресках Водной Матери довольно редко. Мне повезло наткнутся на храм именно с этим сюжетом, но гораздо чаще изображаются – на восточной стене солнце, а на западной стене ворота, либо рука божества, спускающаяся с неба и принимающая жертвоприношения. Это не значит, что мое предположение о рождении из моря инь и ян неверно, скорее всего художник рисовавший фреску тоже думал о чем-то подобном, просто я бы не назвал это превалирующим сюжетом в народном представлении о Водной Матери.

Северная стена святилища – на фреске изображается Водная Матерь анфас в центре во всем своем величии. По сторонам от нее стоят её сыновья – морские драконы. Прямо перед фреской, лицом на юг стоит статуя Матери и статуи её сыновей. Перед статуей зажигаются свечи, подносятся приношения. 

Современная статуэтка Богини

Третья наиболее популярная богиня – Нянян 娘娘 Niangniang, что означает просто «Богиня» или 奶奶 Nainai – т.е. «Бабушка» - она отвечает за деторождение. В центре возле северной стены, лицом на юг располагалась три статуи, наиболее распространенный вариант — это троица из главной богини - 碧霞元君 – Bixia Yuanjun (Богиня голубого рассвета) – в центре и по краям её компаньонок Yanguang Nainai (眼光奶奶) – богиня ясного зрения и Songzi Niangniang (送子娘娘) – «Богиня приносящая детей». 

На восточной и западной стене святилища Богини изображают – на одной стене как правило изображаются сцены из романа «Возвышение в ранг духов» (封神演义 Fengshen Yanyi). Эта книга была написана во время династии Мин в 16 веке, и повествует о древних династиях Шан и Чжоу, а также о множестве богов и демонов. Эдакий эпос типа Рамаяны. Авторство приписывается Сюй Чжунлиню. 

На противоположной стене изображается свита Богини, которая повторяется от фрески к фреске с небольшими вариациями. Это свита как правило состоит из:

瘢疹娘娘 Bānzhěn Niángniáng, богиня которая защищает детей от болезней

催生娘娘 Cuīshēng Niángniáng, богиня, которая облегчает роды и покровительствует акушеркам;

奶母娘娘 Nǎimǔ Niángniáng, богиня которая отвечает за материнское молоко;

培姑娘娘 Péigū Niángniáng, богиня которая выращивает детей;

培養娘娘 Péiyǎng Niángniáng, богиня которая помогает с воспитанием детей;

送子娘娘 Sòngzi Niángniáng или 子孫娘娘 Zǐsūn Niángniáng, богиня которая приносит детей (часто изображается несущей корзину или сумку с множеством младенцев);

眼光娘娘 Yǎnguāng Niángniáng, богиня которая отвечает за ясное зрение и отсутсвие глазных болезней и слепоты;

引蒙娘娘 Yǐnméng Niángniáng, богиня которая направляет маленьких детей.

Главная Богиня, она же Bìxiá Yuánjūn 碧霞元君 также известна под именем Tiānxiān Niángniáng 天仙娘娘 что значит «Небесная бессмертная леди», ещё её называют Tàishān Niángniáng 泰山娘娘 – Богиня горы Тайшань, или Jiǔtiān Shèngmǔ 九天聖母 – святая матерь девяти небес. 

Насчет этой богини есть определенная путаница. В одних источниках она ассоциируется с Королевой Матерью Запада и горой Кунлун, а в других наоборот, с Матерью Востока и горой Тайшань. Если верить статье в Baike Baidu – храмы этой богине распространились относительно поздно – во времена последних двух династии Мин и Цин, особенно на севере Китая. 

Иконография всех трех богинь – Водной Матери, Богини и Гуанинь прослеживается вплоть до 16 века. Но это не значит, что их культы не существовали ранее, просто в области, где проводились исследования, сами деревни вместе с храмами возникли не позднее этого же времени. В этот период династия Мин защищалась от постоянных монгольских нашествий с Севера, путем строительства как Великой Китайской Стены, так и сотен крепостей, и перемещением всех окрестных деревень в эти крепости. До этого, однако поклонение богиням тоже существовало, но в другой форме и под другими именами. 

Интересно что Водная Матерь и Нянян (она же Богиня) очень часто находятся в одном и том же храмовом здании, а иногда в одном и том же святилище. А вот Гуанинь почти всегда находится отдельно. Это дает возможность предполагать, что и Водная Матерь, и Богиня являются поздней трансформацией другого, более древнего культа. Гуанинь же является либо полностью отдельным, более поздним, привнесенным извне культом (наряду с буддизмом), либо также является осовремененной и приглаженной трансформацией более древнего божества.

В попытках откопать их происхождение, через изучение информации о древнейших культах женских божеств, мы натыкаемся на культ уходящий своими корнями в самую древность китайской цивилизации – культ Матери Королевы Запада – Си-Ван-му (西王母- Xiwangmu). Рассмотрим его поподробнее.

Продолжение — Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.2 - https://popoffich.livejournal.com/172145.html

Перейти к содержанию моего блога

Я Вконтакте


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded