popoffich

Categories:

Как американцы помогали Пол Поту и красным кхмерам Ч.2

Это вторая и заключительная часть статьи про то как американцы, несмотря на весь свой показной антикоммунизм и либерализм, были главными помощниками и спонсорами «красных кхмеров», после того как их режим свергли вьетнамцы.

В первой части говорилось о том, что после свержения режима Пол Пота в 1979 году, Збигнев Бжезинский убедил американское правительство в том, что война в Камбодже это – по сути прокси-война между Китаем и СССР руками Вьетнама и «красных кхмеров» и что наилучший американский интерес — это выступить в этой войне на стороне «красных кхмеров» чтобы максимально ослабить Вьетнам и Советский Союз.

С 1979 года, Китай, Америка, Таиланд и прочие страны стали финансировать «кхмерское сопротивление» (так называемое КПДК – Коалиционное Правительство Демократической Кампучии), на 50% состоящее из «красных кхмеров», на 30% из монархистов во главе с бывшим королем Камбоджи Сиануком, и на 20% из прозападников во главе с Сон Саном. Которые развернули широкую партизанско-террористическую войну, проникая диверсионными группами из своих лагерей на территории Таиланда в Камбоджу.

Противостояли им вьетнамская армия, оккупировавшая Камбоджу, ставшую Народной Республикой Кампучия и провьетнамское правительство Хун Сена. В ходе шести лет непрерывных партизанских боев, армия НРК продемонстрировала свою высокую боеспособность, и вопреки ожиданиям американцев и китайцев эффективно побеждала «красных кхмеров» на всех фронтах. К 1985 году стало очевидно, что военными мерами, Хун Сена и вьетнамцев не победить, нужно было использовать политические и дипломатические методы. Этому также способствовала начавшаяся в СССР Перестройка и постепенный добровольный уход Советского Союза из Юго-Восточной Азии, и сдача этого региона и советских союзников китайцам.

В этот момент на политическую арену вышел новый игрок – Австралия.

Хун Сен

В марте 1985 года, австралийский министр иностранных дел Билл Хэйден провел переговоры с министром иностранных дел Вьетнама Нгуен Ко Тхатем и с премьер-министром НРК Хун Сеном, который сделал принципиально важное заявление: «Мы готовы пойти на уступки Сиануку и другими деятелям кхмерской оппозиции, если они согласятся объединиться с нами для устранения Пол Пота». Австралия предложила компромиссную формулу решения кампучийской проблемы: мирные соглашения правительства НРК с группировками Сианука и Сон Сана за счет выведения «красных кхмеров» из процесса кампучийского урегулирования.

Но американцы торпедировали начинания Австралии, они хотели, чтобы кампучийская проблема решалась по сценарию, написанному в Вашингтоне. С этой целью американские представители, со ссылкой на разведывательные данные ЦРУ США, распространили в столицах стран ЮВА дезинформацию о соотношении сил НРК и КПДК. 

Согласно американским предсказаниям, после вывода вьетнамских войск из Кампучии правительство НРК во главе с Хун Сеном должно было продержаться под ударами «красных кхмеров» не более семи месяцев. Поэтому американцы разработали иезуитский план решения кампучийской проблемы:

А) добиться вывода вьетнамских войск из Кампучии, одновременно наращивая боевую мощь «красных кхмеров» и прочих формирований КПДК

Б) свергнуть правительство НРК с помощью «красных кхмеров»

В) Сформировать новое правительство Кампучии из сианукистов и сонсановцев с параллельным выводом из политической игры «красных кхмеров» путем передачи их лидеров международному трибуналу, который осудил бы их за преступления геноцида.

Реализации американского плана способствовала перестройка внешней политики СССР, начатая генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. 28 июля 1986 года во Владивостоке Горбачев поведал миру о новой стратегии Советского Союза в Азии. Говоря о кампучийской проблеме, Горбачев подчеркнул, что СССР хочет дружить не только с Вьетнамом, Лаосом и Кампучией, но и со всеми странами ЮВА, а также Китаем. «Здесь (в кампучийской проблеме), как и в других проблемах ЮВА, многое зависит от нормализации китайско-вьетнамских отношений». Другими словами, за обещание Пекина нормализовать китайско-советские отношения Горбачев отдавал Индокитай на откуп Китаю, фактически бросая на произвол судьбы союзников Москвы – Вьетнам, Лаос и Кампучию.

В апреле 1989 года Вьетнамское правительство объявило о полном выводе своих войск к сентябрю того же года. В мае 1989г. Сианук и Хун Сен договорились об отстранении «красных кхмеров» от мирного урегулирования в Кампучии. Китайцы и вьетнамцы договорились о том, чтобы китайцы прекратили поддержку «красным кхмерам» а вьетнамцы вывели бы войска из Кампучии.

21-29 сентября 1989 года последние вьетнамские части покинули территорию Кампучии. Ханой обнародовал официальные данные о понесенных потерях: 55 300 вьетнамских солдат погибли в борьбе с «красными кхмерами», то есть почти столько же, сколько американцев во время второй индокитайской войны.

Вьетнамцы покидают Камбоджу

Неожиданно, нарушая все ранее достигнутые договоренности, 24 сентября 1989 года Сианук выступил по радиостанции «Голос Национальной армии Демократической Кампучии», то есть по радиостанции «красных кхмеров», с призывом к населению Кампучии начать вооруженное восстание с целью свержения правительства Хун Сена, угрожая большими неприятностями всем, кто сохранит лояльность режиму НРК.

Однако вопреки ожиданиям оппозиционеров режим НРК оказался значительно сильнее и устойчивее чем предполагалось. Хорошо вооруженная и обученная армия без особых проблем отбивала атаки «красных кхмеров». Большая часть населения поддержала Хун Сена, обеспечивавшего стабильность в стране в течение десяти лет.

В ходе ожесточенных боев «красные кхмеры» смогли захватить только два уездных центра на границе с Таиландом. Во всех двадцати провинциальных городах и в ста семидесяти уездных центрах продолжала функционировать правительственная администрация. Правительство Хун Сена контролировало более девяноста процентов территории и населения Кампучии.

После вывода вьетнамских войск из НРК, режим Хун Сена к удивлению американцев, выстоял. Теперь Вашингтон заговорил о всестороннем урегулировании кампучийской проблемы с участием «красных кхмеров». Госсекретарь США Джеймс Бейкер предложил включить «красных кхмеров» в будущее кампучийское правительство. Стало ясно, что США не успокоятся до тех пор, пока Хун Сен не будет отстранен от власти. Вашингтон хотел иметь в Кампучии именно антивьетнамское правительство. Поэтому Госдеп США торпедировал наметившиеся договоренности между Хун Сеном и Сиануком, которые оставляли бы «красных кхмеров» за рамками политического урегулирования кампучийской проблемы. Кроме этого, американцы добились исключения термина «геноцид» из текста мирных соглашений по Кампучии, что существенно облегчало общественно-политическую легализацию «красных кхмеров».

Вашингтон приступил к практической реализации своего сценария решения кампучийской проблемы. 3 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла очередную резолюцию по Кампучии с очень мягкой формулировкой в отношении «красных кхмеров». Одновременно Вашингтон добился от правительства Австралии отставки Билла Хейдена с поста министра иностранных дел, что повлекло за собой кардинальное изменение в австралийской позиции.

24 ноября 1989 года новый министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс представил австралийский план кампучийского урегулирования, предусматривавший передачу ООН функций временного управления Кампучией до проведения в стране парламентских выборов под контролем ООН.

Отряд ООН патрулирует Пномпень

«План Эванса» предусматривал такую систему выборов, которая обеспечивала бы парламентское представительство для любой партии, собравшей не менее одного процента голосов избирателей. При таком подходе какое-то количество кандидатов от «красных кхмеров» наверняка попадало бы в Национальное собрание Кампучии. Имея даже весьма ограниченное представительство в парламенте, «красные кхмеры» могли требовать участия своих представителей в новом правительстве Кампучии.

Французы были против допуска «красных кхмеров». Неожиданно их поддержала Япония. В июне 1990 года Япония свела в Токио Сианука и Хун Сена, чтобы те договорились о проведении выборов в Кампучии с ограниченным участием ООН и без «красных кхмеров».

Вначале Хун Сен и Сианук акцептировали японское предложение. Но вскоре Сианук пошел на попятную. Американцы серьезно предупредили его, что вооруженные формирования сианукистов не получат американского оружия, если Сианук будет придерживаться токийских соглашений с Хун Сеном. Американцы не подпускали к кампучийскому урегулированию ни Париж ни Токио, потому что не хотели усиления влияния Франции и Японии в ЮВА.

Через год после полного вывода вьетнамских войск из Кампучии, правительство КНР официально сообщило о прекращении поставок китайского оружия «красным кхмерам», начиная с августа 1990 года. Правда, наблюдатели сходились во мнении, что и при существовавших запасах у «красных кхмеров» хватило бы оружия и боеприпасов на пять – семь лет непрерывных боевых действий.

Кроме того, во второй половине 1990 года у «красных кхмеров» появилось около 30 танков Т-59, как предполагалось из Китая. Но Пекин не признал этого. До сих пор так и неясно, кто же все-таки продал танки «красным кхмерам», располагавшими достаточными финансовыми средствами для покупки столь дорогостоящего вооружения.

Во второй половине 1990 года «красные кхмеры» предприняли второе наступление на правительственную армию Хун Сена. США не оставляли попыток силового решения кампучийской проблемы путем разгрома режима Хун Сена с помощью «красных кхмеров». Но и на этот раз наступательные операции «красных кхмеров» разбились о стойкость правительственной армии.

Тогда Вашингтон выступил с инициативой о полном разоружении вооруженных формирований всех кампучийских сторон. На практике это означало бы расформирование правительственной армии Хун Сена под международным контролем. Места размещения хунсеновских войск находились у всех на виду. А отряды «красных кхмеров» прятались в джунглях, где проконтролировать процесс их разоружения не представлялось возможным. Да американцы и не стремились к этому. Они хотели политическими методами сделать то, чего «красные кхмеры» не могли достичь на поле боя – ликвидировать правительственную армию. Злонамеренность Вашингтона была настолько очевидной, что даже послушный американцам австралийский министр иностранных дел Эванс выступил против этого предложения США.

Отряд красных кхмеров в камбоджийских горах

Хун Сен решил проблему «красных кхмеров» договорившись с Бангкоком. Без поддержки Таиланда они бы долго не протянули. В середине 1980-х годов руководство Таиланда несколько отошло от односторонней поддержки «красных кхмеров», намереваясь решить кампучийскую проблему путем достижения политического компромисса с правительствами НРК и Вьетнама.

В 1988 году правительство Таиланда возглавил Чатичай Чонхаван, сторонник мягкой внешнеполитической линии. Он пересмотрел официальную внешнеполитическую доктрину Таиланда как прифронтового государства, противостоящего вьетнамскому военному присутствию в Кампучии. Новый премьер-министр Таиланда пошел на сближение с Ханоем и Пномпенем, провозгласив цель – превращение Индокитая из поля боя в зону торговли.

В конце января 1989 года Чатичай пригласил Хун Сена посетить Бангкок в качестве своего личного гостя. Его визит вызвал переполох среди «красных кхмеров» и их зарубежных покровителей.

После переговоров с Хун Сеном Чатичай отправился в Пекин на встречу с Дэн Сяопином. По словам Чатичая китайский лидер злился и нервничал. Прервав нравоучения Дэна, Чатичай сказал: «Мы пробовали давить на Вьетнам и Кампучию одиннадцать лет. Это – не способ строить межгосударственные отношения в регионе. … Китай может ждать еще десять лет для решения кампучийской проблемы. Мы не можем».

Чатичай хотел разрушить образ Таиланда как очень податливой и лояльной США страны. Он решил, что Бангкок должен отобрать у Сингапура статус торгово-экономического центра ЮВА. Для этого было необходимо расширение влияния Таиланда на соседние страны Индокитая, включая Таиланд, Кампучию и Лаос. А для этого нужно было закончить войну.

Администрация президента США Джорджа Буша (старшего) решила наказать Таиланд.

Джордж Буш ст. и Чатичай Чонаван 1990 год

Государственный секретарь США Джеймс Бейкер открытым текстом заявил о необходимости включения «красных кхмеров» в будущее правительство Кампучии. Любой иной подход Бангкока к политической роли «красных кхмеров» означал появление серьезных разногласий между США и Таиландом.

Чатичай принял вызов и пошел на открытый конфликт с американцами. Официальный представитель правительства Таиланда сообщил мировой общественности, что, несмотря на публично выраженное отвращение к «красным кхмерам», начиная с 1979 года, США целенаправленно содействовали повышению боеспособности отрядов «красных кхмеров». Это была публичная пощечина. Американцы всегда категорически отрицали любое участие Вашингтона в вооружении «красных кхмеров».

Летом 1990 года Чатичай Чонхаван посетил Пномпень с официальным визитом. Это был уже очень серьезный шаг. Стало ясно, что Таиланд готов де-юре признать правительство Хун Сена. Это событие коренным образом поменяло бы ситуацию в Индокитае. Хун Сен и Чатичай смогли бы очень быстро договориться о совместных мерах по ликвидации военно-политической организации «красных кхмеров»

В феврале 1991 года тайские генералы, ориентировавшиеся на США, свергли демократически избранного премьер-министра Таиланда Чатичай Чонхавана, выступавшего за нормализацию отношений с правительством Хун Сена. 

Новое руководство Таиланда резко сместило акценты своего участия в кампучийском урегулировании. Бангкок вернулся к жесткой политике в отношении Ханоя и Пномпеня, одной из составляющих которой была безоговорочная поддержка «красных кхмеров».

Тем не менее, несмотря на все усилия США, когда стало окончательно ясно, что «красные кхмеры» не способны свергнуть правительство Пномпеня, Сианук пошел на новое сближение с Хун Сеном.

После многомесячных переговоров, 6 июня 1991 года Сианук объявил о сенсационном решении вернуться в Пномпень. Хун Сен и Сианук договорились о конкретном механизме политического решения кампучийской проблемы без «красных кхмеров». Суть договоренностей сводилась к тому, что Сианук признает победу Народной партии Хун Сена на предстоящих парламентских выборах. А Хун Сен восстановит в Кампучии конституционную монархию и посадит Сианука на трон.

В той или иной форме достигнутые договоренности поддержали Франция, Япония, Индонезия и Австралия, суммарный внешнеполитический вес которых уравновешивал американское давление на процесс кампучийского урегулирования.

В июле 1991 года на седьмом съезде Коммунистической партии Вьетнама из состава Политбюро ЦК партии вывели всех деятелей, придерживавшихся просоветской позиции. Все министры, числившиеся друзьями СССР, в том числе и министр иностранных дел Нгуен Ко Тхать, лишились своих постов.

7-10 августа 1991 года заместители министров иностранных дел КНР и Вьетнама договорились о быстром восстановлении отношений в экономике, торговле, коммуникациях, почтовых услугах и других областях. В ноябре 1991 года высокая партийно-правительственная делегация Вьетнама посетила Китай, чтобы «закрыть прошлое и открыть будущее в отношениях двух стран».

Одновременно Пекин пошел на сближение с правительством Хун Сена, который 16-17 июля 1991 года впервые посетил Китай с официальным визитом. Хун Сен пообещал признать гегемонию Китая в ЮВА в обмен на прекращение односторонней поддержки «красных кхмеров».

Общая геополитическая ситуация в регионе и мире складывалась исключительно благоприятно для Пекина. Ликвидация американских военных баз на Филиппинах и советской военной базы в Камрани во Вьетнаме означала, что КНР остается единственной великой державой, сохраняющей военное присутствие в ЮВА.

К началу 1990-х годов Китай достиг всех своих внешнеполитических целей в регионе: наказал Ханой за союз с СССР, воспрепятствовал Вьетнаму стать доминирующей державой в Индокитае, минимизировал влияния Москвы в Юго-восточной Азии, утвердил примарность китайских геополитических интересов в регионе, нормализовал отношения со странами АСЕАН, улучшил отношения с СССР посредством приемлемого для Китая способа разрешения кампучийской проблемы.

С лета 1993 года китайские руководители прервали всякие отношения с «красными кхмерами», публично назвав глупым их отказ от участия в парламентских выборах в Кампучии. Йенг Сари даже не пустили в китайское посольство в Пномпене, когда тот пришел по каким-то консульским делам. А ведь не так давно в качестве министра иностранных дел Демократической Кампучии его принимали в Пекине на высшем уровне.

С начала 1992 года «красные кхмеры», нарушая мирные соглашения, наращивали боевые действия против правительственной армии Хун Сена. 20 августа 1992 года Госдеп США выступил с официальным предупреждением: «Если «красные кхмеры» продолжат затруднять мирный процесс, то Совбезу ООН вероятно придется принять меры». Но никаких мер не последовало. Вашингтон ограничился исключительно словесными угрозами блокируя введение эффективных санкций против «красных кхмеров». В том же августе 1992 года Госдеп США проинформировал таиландское правительство о «нецелесообразности жесткого подхода к «красным кхмерам», поскольку это может привести к разрушению мирного процесса в Кампучии в целом».

Одновременно американцы провели акции по политической дискредитации режима Хун Сена. В феврале 1993 года Государственный Департамент США выпустил доклад о нарушении прав человека в Кампучии, в котором в основном говорилось об убийствах политических противников Хун Сена. А также о том, что должностные лица органов безопасности пномпеньского правительства, кажется, вовлечены в некоторые из этих убийств. Дискредитация Хун Сена должна была помочь его политических противникам – монархистской партии ФУНСИНПЕК и прозападным деятелям – добиться победы в ходе грядущих парламентских выборов.

О «красных кхмерах» же, напротив, в западных СМИ появились комментарии по поводу изменения «красных кхмеров». Со ссылкой на американские разведывательные источники, западная пресса сообщала о директиве Пол Пота, запрещавшей «красным кхмерам» отбирать у мирных жителей домашних птиц и животных. Аналитики западных посольств в Бангкоке говорили о почтительном отношении «красных кхмеров» к гражданским жителям. Писалось об экологическом законе «красных кхмеров» по защите природных ресурсов Камбоджи. Один из приближенных Пол Пота – Та Мок, прозванный в народе мясником за необузданную жестокость во времена Демократической Кампучии, - характеризовался западными разведывательными источниками как горячий защитник экологии и подвергающихся опасности исчезновения разновидностей диких животных.

В апреле 1993 года один из командиров вооруженных формирований монархистов рассказал, что некоторые из политических убийств совершались людьми из ФУНСИНПЕК, а ответственность сознательно перекладывалась на правительственные структуры.

Солдаты ФУНСИНПЕК

В мае 1993 года, вопреки ожиданиям США монархисты выиграли парламентские выборы с минимальным перевесом. Представитель США в Пномпене мрачно пожаловался: «Это не совсем то, что мы имели в виду».

Когда в июне 1993 года были оглашены окончательные результаты голосования, стало ясно что без Народной партии Хун Сена сформировать новое, коалиционное правительство не получится. Но государственный департамент США конфиденциально проинформировал представителя министерства иностранных дел Великобритании в Пномпене, что «президент США не примет правительство с участием Хун Сена».

НРК была обратно переименована в Камбоджу, была учреждена конституционная монархия, социалистическая экономика была преобразована в рыночную. Был учрежден парламент, где незначительное большинство принадлежало монархистам из ФУНСИНПЕК, второе место была Народная партия Хун Сена, на третьем месте были прозападники. Кроме короля Сианука во главе страны встали два премьер министра – монархист Нородом Ранаридх, отвечавший за экономику и внешние сношения и Хун Сен, отвечавший за полицию и армию.

Нородом Ранаридх

Через 4 года двоевластия, в июле 1997 Нородом Ранаридх, в союзе с «красными кхмерами» затеял государственный переворот с целью отстранения Хун Сена от власти. Однако переворот провалился. Ранаридх убежал в Таиланд и заявил, что это не он устроил переворот, а Хун Сен, именно эта точка зрения теперь превалирует в крупных западных СМИ.

После зачистки политического поля Хун Сен стал абсолютным бессменным лидером в Камбодже – авторитарным правителем с демократическим парламентом и большинством народной поддержки, при постоянных жалобах западных правозащитников о репрессиях и коррупции – нечто типа камбоджийского Путина или Эрдогана.

После подавления путча преданными Хун Сену войсками, США на две трети сократили экономическую помощь Кампучии. Под давлением США некоторые западные страны, а также МВФ и Всемирный банк заморозили программы экономической помощи Пномпеню. Экономическая помощь и программы сотрудничества с международными финансовыми институтами возобновились только после того, как Хун Сен простил Ранаридха и позволил ему вернуться на родину.

После июльских событий 1997 года Хун Сен вступил в открытую полемику с США: «Американцы обвиняют нас в неуважении прав человека. Но у нас есть свободная пресса и многопартийная демократия. Они могут быть преподавателями по экономике и технологиям, но не по политике, правам человека и демократию. Я не хочу быть их студентом. … Американцы поддержали Пол Пота. … Если бы никто не поддержал Пол Пота, если бы никто не принял его в ООН, если бы никто не помогал ему, то наступил бы его скорый конец».

Осознавая весомость обвинений Хун Сена, администрация президента США Билла Клинтона решила поймать и судить Пол Пота. Таким способом предполагалось скрыть от мировой общественности многолетнее тесное сотрудничество американцев с «красными кхмерами». Никому бы не пришла в голову мысль обвинять Вашингтон в пособничестве «красным кхмерам», если бы на показательном процессе в США американцы осудили самого кровавого диктатора современности.

Клинтон решил все сделать по-голливудски. 9 апреля 1998 года он приказал спецподразделениям армии США найти Пол Пота в кампучийских джунглях, схватить его и доставить в США для предания суду.

Утром 15 апреля 1998 года Пол Пот услышал по «Голосу Америки», что его ближайший сподвижник Та Мок планирует выдать своего вождя американцам. Послушав радиосообщение, Пол Пот занемог и слег. Вечером того же дня, 15 апреля 1998 года, в 22 часа он скончался. По официальной версии – от сердечного приступа. По неофициальной – Пол Пот покончил жизнь самоубийством. Или же его отравили. Труп сожгли, а прах развеяли по ветру.

Без поддержки Америки и Китая, «красные кхмеры» быстро потеряли свое влияние. В 2000-е годы их лидеры Кхиеу Сампан, Йенг Сари, Нуон Чеа либо сдались добровольно, либо были арестованы и преданы международному трибуналу за геноцид и преступления против человечности.

Мелкие банды «красных кхмеров» продолжают прятаться в камбоджийских горах и джунглях по сей день, промышляя разбоем и контрабандой. 

По итогам Третьей Индокитайской Войны, из великих держав, основным победителем вышел Китай, который добился всех своих целей в этом регионе.

Победителем также вышел Хун Сен, который приобрел даже еще большую власть чем была у него, когда он был, фактически, главой оккупационного правительства при вьетнамцах. Да он сохранил определенную зависимость от Вьетнама, но в общем и целом его власть стала прочнее чем никогда.

Америка скорее проиграла, американцам не удалось свергнуть Хун Сена, и максимум что они получили это какие-то второстепенные позиции в парламенте и правительстве через монархистов и либералов, но не более того. После неудачи с «красными кхмерами» они теперь полностью переключились на привычную тактику с демократическими и антикоррупционными «мирными протестами», которые стабильно подавляются правительством Хун Сена. Впрочем, участвуя в Третьей Индокитайской Войне и проиграв на этом локальном поле, Америка выиграла глобально, за счет Перестройки в СССР и последовавшего за ней развала и тотального грабежа постсоветских стран.

Россия проиграла полностью и полностью ушла из региона, где когда-то имела очень сильные позиции. Спасибо нашей предательской элите и Горбачеву.

Первая часть – https://popoffich.livejournal.com/168575.html

Перейти к содержанию моего блога

Добавьте мена Вконтакте


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded