popoffich

Categories:

Уроки Хо Ши Мина


Прочитал недавно сборник статей и выступлений Хо Ши Мина «Избранные произведения» изданный на русском языке в Ханое в 1973 году. Я купил эту книгу в прошлом году в магазине старых книг, но руки дошли только сейчас.

Скажу честно – без знания истории Вьетнама в 20 веке и биографии Хо Ши Мина, книга сама по себе представляет малую ценность. В ней есть отдельные моменты, которые содержат статистические и исторические сведения о времени, когда жил Хо Ши Мин, но большая часть книги — это просто различные воззвания Хо Ши Мина народу Вьетнама или однопартийцам. 

Очень многие выступления Хо Ши Мина в книге по сути являются повторением одного и то же – слава героическим борцам Южного Вьетнама, позор американским и французским империалистам, Северный и Южный Вьетнам непременно воссоединятся, строительство социализма в Северном Вьетнаме идет опережающими темпами и жизнь народа непрерывно улучшается по всем направлениям. 

Тем не менее, в части статей есть интересные данные про жизнь во Вьетнаме во времена, когда он был французской колонией, и потом после освобождения. 

А жизнь во Вьетнаме при французах действительно была не сахар.

Когда французские войска завоевывали эту колонию, за ними шли концессионеры. По простой заявке им вручались земли иногда свыше 20-25 тыс. гектаров. Все крестьяне которые на этой земле жили и которые считали её своей, становились по факту крепостными. Если они убегали с этой земли, то правительство называло их пиратами и всячески преследовало. Концессионеры бесплатно получали не только землю, но и рабочие руки. Власти давали им каторжан для рабского труда, либо обязывали местные деревни предоставлять рабочих.

Наиболее крупный и могущественный землевладелец (1\5 - 1\4 всей земли) это как ни странно – католическая миссия. Они пользовались кучей способов, включая подкуп, обман и шантаж, чтобы получить в свою концессию ещё больше земли.

Кроме налогов крестьяне также должны отрабатывать барщину, платить пошлины на соль, личные налоги, принудительные займы, обязательные подписки и т.д.

Вместо хлеба колонизаторы сажали культуры, экспорт которых приносит прибыль. В первую очередь джут. Эти технические культуры за бесценок скупались в деревнях, проходили переработку в городах и шли на экспорт. Вся прибыль оставалась в городах, а деревни получали жалкие копейки.

Это порождало голод. Крестьяне трудились весь год не разгибая спины, и все равно голодали. Но протестовать было нельзя. Туземцев, подозреваемых в социализме задерживали и убивали без суда. Запрещены собрания, свобода слова, свобода печати. Нет права жить за границей или путешествовать. Нет права на образование. Практически 95% населения страны было безграмотно.

Кроме того, французы активно поощряли торговлю дешевым алкоголем и опиумом, чтобы выкачать еще больше денег из вьетнамцев и еще больше ослабить их народ. Пункт насчет алкоголя и опиума был похоже объектом особой ненависти Хо Ши Мина к колонизаторам. 

Вот, например, что он говорит в своем интервью Осипу Мандельштаму: http://www.jewish-library.ru/mandelshtam/vospominaniya_ocherki_reportazh_/3.htm 

«— Французы отравляют мой народ. Они ввели обязательное употребление алкоголя. Мы берем немного хорошего рису и делаем хорошую водку, — когда придут друзья или в семейный праздник предков. Французы брали плохой дешевый рис и гнали водку бочками. Никто не хотел у них покупать. Слишком много водки. Тогда губернаторам предписали по количеству душ населения сделать обязательную водочную раскладку и заставили насильно покупать водку, которой никто не хотел.»

И еще отрывок из того же интервью:

«Когда пришли французы, все порядочные старые семьи разбежались. Сволочь, которая умела прислуживаться, захватила брошенные дома и усадьбы; теперь они разбогатели — новая буржуазия — и могут воспитывать детей на французский лад. Если мальчик идет у нас учиться к католическим миссионерам, это уже отбросы, подонки. За это платят деньги. — Ну и идут низколобые тупицы, все равно, как если бы шли служить в полицию, жандармерию.»

Для Хо Ши мина освобождение Родины было важнейшим приоритетом. Как он сам пишет в своей статье «Мой путь к ленинизму» - что сначала именно патриотизм, а не коммунизм привел его к Ленину. И только потом, в ходе борьбы, изучая социализм, он понял, что только социализм и коммунизм могут освободить от рабства все угнетенные народы.

Взять даже псевдоним, под которым он жил за границей Нгуен Ай Куок, что значит «Нгуен Патриот». 

Хо Ши Мин во время жизни в Париже

Вообще же у Хо Ши мина довольно интересная биография. Пересказывать её не хочу, можете почитать в Википедии. Если вкратце, то он родился в зажиточной конфуцианской семье, и имел все шансы стать книжником и жить обеспеченно, но он ненавидел рабское состояние своей страны и предпочел в 21 под вымышленным именем устроиться матросом на английское судно и объехал весь мер. На Родину он смог вернуться только через 30 лет. Долгое время жил в США и Европе, выучил пять языков. В Париже работал в художественной мастерской и в свободное от работы время распространял самодельные листовки обличающие преступления французского колониализма. В этот период времени он познакомился с социалистами и вступил во французскую компартию. 

Тогда у него были довольно поверхностные представления о коммунистической теории, и как раз в тот же период в партии шли дебаты о том присоединяться ли к 3 Интернационалу, или остаться во 2 Интернационале, или создать некий 2 1\2 Интернационал. Хо Ши Мин не имел своего мнения по этому вопросу. И к тому же плохо знал французский язык, но он знал самый главный вопрос – какой именно Интернационал поддерживает борьбу колоний за независимость? Ему сказали Ленин и 3 Интернационал и дали почитать Тезисы Ленина по национальному и колониальному вопросам. Там много было неизвестных терминов, было трудно вникать, но когда он понял, что там написано, у него произошел катарсис, он даже заплакал от радости что нашел то что нужно для освобождения Вьетнама. С этого момента он стал яростным сторонником 3 Интернационала.

В книге, например, есть выступление Нгуен Ай Куока на 5 конгрессе коммунистического интернационала где Хо Ши Мин критикует 2-й Интернационал за их позицию по колониальному вопросу, что они считают, что революция в развитых странах возможна без восстания в колониях. Также критикует французскую компартию за то, что в их газетах вопросам населения французских колонии и их борьбе уделяется меньше внимания чем в буржуазной прессе.

Работа в колониях важна, потому что метрополии часто используют туземных солдат чтобы подавлять восстания в метрополии либо туземных рабочих в качестве штрейкбрехеров, если собственные рабочие бастуют. Кстати, отрываясь от Хо Ши Мина, я убежден что нынешний кризис с беженцами в Европе и усиленный экспорт латиноамериканцев в США, имеют своей целью создание армии штрейкбрехеров на этих территориях, чтобы ослабить позиции местных рабочих в случае если они в будущем захотят бастовать и требовать большую оплату труда или лучшие условия. Это им будет гораздо труднее сделать, когда на их места будут претендовать тысячи выходцев из стран третьего мира. 

Вообще Хо Ши Мин похоже действительно боготворил Ленина. После революции в России, он переехал в Москву и работал в Коминтерне. Он очень хотел встретиться с Лениным, но на тот момент он уже был очень болен и его на встречу с Вождем не пустили. 

Первый конгресс Коминтерна. Хошимин второй справа

Позже Коминтерн отправил Хо Ши Мина в Китай. Уже раньше в моем блоге я писал обзор на мемуары другого коминтерновца в Китае – Далина. И Далин упоминал в своих мемуарах что он пересекался с Хо Ши Мином в то время, хотя тогда Хо Ши Мин конечно еще не стал вождем вьетнамской революции.

Вообще, коммунистические и социалистические идеи пришли во Вьетнам из революционного Китая, когда там шла гражданская война. Французы на протяжении десятилетий казнили предполагаемых «социалистов», хотя по факту вьетнамцы даже не знали, что это такое. Первые коммунистические ячейки во Вьетнаме зародились в китайских диаспорах. И уже оттуда, с коминтерновской помощью стали распространяться на вьетнамцев. Главными поставщиками коммунизма во Вьетнам стали китайцы, русские и французские социалисты. 

Неизвестно как долго бы шла борьба коммунистического сопротивления против французского владычества, но тут сыграли свою роль три крупных внешних фактора.

Первое – первая мировая война. Французская экономика очень сильно пострадала, и чтобы восстановиться, было существенно усиленно выкачивание ресурсов из и без того ограбленного до нитки населения. Это породило первые очаги сопротивления.

Второе – во время второй мировой войны, японцы захватили Вьетнам, и французы оказались беспомощны чтобы им противостоять. Тем не менее французские концессионеры остались и при японцах. Однако теперь, вьетнамцы должны были платить двойную дань и французам, и японцам. Это породило широкий фронт борьбы за национальное освобождение.

Третье – после разгрома японцев во Второй Мировой, во Вьетнаме образовался вакуум силы. Японских оккупантов еще не было, а французские оккупанты были еще слишком слабы, однако, как и после первой мировой, они резко нарастили эксплуатацию чтобы залатать свои повреждения, полученные в Европе. 

Именно эта комбинация французской слабости со все нарастающими требованиями, породили взрыв. Количественное и качественное изменение в соотношении сил.  

Интересно что в то время компартия Вьетнама решила создать широкий фронт антиколониальной борьбы, и ради привлечения всех групп населения, даже помещиков, серьезно ослабила свои требования. Коммунисты временно сняли лозунги аграрной революции и ограничились требованиями уменьшения арендной платы, снижения долгового процента, конфискации земель у империалистов и предателей, и передачи этих земель крестьянам. Все для того чтобы объединить все силы и вовлечь в борьбу патриотически настроенных помещиков.

Отрицательную роль в борьбе Вьетнама за независимость сыграл этнический фактор. Север и Юг отличались этнически. На Юге Вьетнама проживали мыонги и мон-кхмеры, и именно Юг был в свое время захвачен колонизаторами первым и с наибольшей легкостью. Это этническое разделение в будущем породило политическую раздельность Вьетнама которая длилась десятилетия в ходе борьбы вначале против французов, а потом против американцев.

Тем не менее, Северный Вьетнам изначально взял правильный курс на длительную, изматывающую партизанскую войну. Коммунисты изначально не претендовали на лидирующую позицию в широком национальном фронте, но они поставили перед собой задачу на деле быть самой его активной, честной и боевой частью. Это дало им поддержку масс и постепенно они естественным образом встали во главе всего движения. 

После решающего сражения при Денбьенфу и триумфального разгрома французов, были заключены Женевские Соглашения, согласно которым французы покидали Южный Вьетнам, и в обеих Вьетнамах должны были пройти свободные выборы. Однако, с подачи США, в Южном Вьетнаме было организовано новое государство – Республика Вьетнам, которое саботировало выборы и фактически стало марионеткой США. 

Республика Вьетнам или Южный Вьетнам не были признаны Северным Вьетнамом, так как само её существование шло вразрез с Женевскими Соглашениями. В Южном Вьетнаме вспыхнуло коммунистическое восстание, Северный Вьетнам его поддержал, и с этого момента началась долгая, и всем известная Вьетнамская Война. 

Интересно что Северный Вьетнам, также, как и сейчас Россия на Донбассе, официально отрицал свою помощь оружием и бойцами Южному Вьетнаму. Так, в одном из своих выступлений Хо Ши Мин говорит – «Американские агрессоры и их лакеи клевещут на Северный Вьетнам, обвиняя его в снабжении патриотических сил Южного Вьетнама оружием. Однако всем известно, что оружие патриотов Южного Вьетнама – американского образца и его поставщик – южновьетнамская марионеточная армия. По признанию американской печати, за прошедший год партизаны Южного Вьетнама захватили более 8000 единиц американского оружия.»

Конечно очевидно, что подобные заявления это всего лишь политическая игра, но все равно – интересный факт. На самом деле конечно, была знаменитая «Тропа Хошимина», главным образом через Камбоджу, через которую в Южный Вьетнам шло в определенные периоды до 70% всех вооружений. 

В официальных заявлениях Северного Вьетнама и Хо Ши Мина, Южный Вьетнам назывался не иначе как «Гранитная стена Родины». И не случайно. Американцы завязли в Южном Вьетнаме капитально. Впрочем, про трудности американцев во Вьетнаме и так все знают, про это сняты сотни фильмов и существует огромный пласт популярной культуры.

Огромная, самая технически оснащенная армия мира, с самым передовым вооружением своего времени и практически неограниченными людскими и финансовыми ресурсами, проиграла голодающим фермерам с устаревшими винтовками. 

Американцы были в ярости. Полностью полагаясь на свои технологии и авиацию они варварски сметали с лица земли сотни тысяч строений и сотни селений. Поняв, что с постоянной подпиткой с Севера, Юг может драться вечно, они окончательно наплевали на международное право и начали зверские бомбежки Северного Вьетнама наряду с Южным. 

За всю войну. На Вьетнам было сброшено в три раза больше бомб чем на Германию в ходе Второй Мировой.

Как говорит сам Хо Ши Мин:

«Агрессивная война, развязанная колонизаторами обескровила нашу экономику. 1\7 всей посевной площади была заброшена, 1\3 не орошаема и не пригодна для посевов, так как была разрушена ирригационная система, 1\4 поголовья тяглового скота перебита врагом. Сотни тысяч домов, сотни больших и малых поселков были сожжены дотла. И без того немногочисленные предприятия были разрушены врагом, их оборудование было разобрано и вывезено, производство находилось в состоянии застоя. Пути сообщения и транспорт были большей частью разрушены. В городах десятки тысяч рабочих остались без работы. Над страной нависла угроза голода.»

Только по официальным данным опубликованным во Вьетнаме в 90-х, в этой войне они потеряли миллион солдат и два миллиона мирных жителей.

И тем не менее – Вьетнам победил, а Америка проиграла. 

Потому что народную войну невозможно выиграть.

Хо Ши Мин понял это и смог обыграть самую могущественную державу в мире имея на руках казалось бы ничего.

Что еще заслуживает внимания в книге?

К сожалению, конкретно в этой книге нет теоретических основ вьетнамского коммунизма. Непонятно чем он отличатся от китайского или советского коммунизма. Я отметил что Хо Ши Мин много говорит и пишет про проблему индивидуализма, как пережитка старой морали. Насколько я помню в СССР про это говорилось гораздо меньше, а Хо Ши Мин посвящает проблеме индивидуализма и необходимости революционной морали целые статьи. 

Вот, например, статья «О Революционной морали» (1956г.)

Статья посвящена борьбе с индивидуализмом, который объявлен самым опасным пережитком предыдущего строя. Мы выросли в старом обществе, и мы храним его в сознании, привычках и т.д. Индивидуализм ждет случая чтобы развиться и подавить духовные качества революционера. 

Три врага социализма

Первый враг – капитализм и империализм

Второй враг – отсталые обычаи и традиции – нельзя искоренять насильственным путем, только осторожно и терпеливо в течение долгого времени

Третий враг – индивидуализм, мелкобуржуазная идеология.

Хо Ши Мин говорит, что большинство членов партии — это выходцы из мелкобуржуазной среды, и поэтому в них до сих пор силен индивидуализм. Его надо искоренять критикой и самокритикой (прим. как у китайцев)

«Некоторые наши товарищи ограничивается тем что заучили наизусть несколько книжек о марксизме-ленинизме и уже считают, что разбираются в нем лучше всех. Но на практике при решении конкретных вопросов они или действуют механически, или теряются. Слова их не соответствуют делам. Они читали марксистские книги, но не постигли дух марксизма-ленинизма. Они учились чтобы украсить себя знаниями, а не для того чтобы применять эти знания в революционной работе. Это – тоже проявление индивидуализма.»

Или вот, например, из статьи «Укреплять революционную мораль, искоренить индивидуализм» (3 февраля 1969)

Индивидуалисты, они боятся лишений и трудностей, морально разлагаются, опускаются до коррупции, разбазаривания народных средств и роскоши в личной жизни. Они тщеславны и корыстолюбивы, стремятся к высоким постам и власти. Они не считаются с коллективом, игнорируют массы, допускают произвол, злоупотребляют властью. Они отрываются от масс, от реальности, запутываются в бюрократизме и волюнтаризме. Они не желают исправляться, не желают учиться, не желают совершенствоваться.

Чтобы искоренить в себе пережитки прошлого, надо постоянно учиться, работать над собой, преобразовывать самих сея. Если не стараться идти вперед, то отстанешь.

Основные требования революционной морали:

- всю жизнь бороться за дело партии, за дело революции – это самое главное требование

- строго соблюдать партийную дисциплину, следовать линии партии

- ставить интересы партии и трудового народа выше личных интересов. 

- изучать марксизм-ленинизм, с помощью критики и самокритики повышать свой идейный уровень и стиль работы

В принципе – учитывая характер вьетнамской войны, неудивительно то с каким вниманием Хо Ши Мин относился к человеческому фактору. По сути, вся война была выиграна исключительно на человеческом факторе. Это была в чистом виде война технологии и цивилизации против голой человеческой воли миллионов людей, и человеческая воля победила.

В этом, несомненно, есть большой урок для всех будущих войн против Запада. До тех пор, пока в людях есть воля сражаться и побеждать – их невозможно завоевать.

Перейти к содержанию моего блога


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded