popoffich

Categories:

Фильм Shot Caller (Выстрел в пустоту) и вопросы к тюремной системе

Пару недель назад посмотрел фильм Shot Caller. У нас он вышел под названием Выстрел в Пустоту, что является ошибкой переводчиков, shot caller это типа нашего «авторитета» на тюремном сленге. Какая вообще связь между "выстрелом в пустоту" и содержанием фильма мне решительно непонятно. В общем решил написать небольшую рецензию на этот фильм. Почему я вообще решил его посмотреть?

Некоторое время назад я случайно нашел на Ютубе канал Fresh Out-Life After The Penitentiary где негр отсидевший 10 лет за попытку ограбления банка, а до этого помотавшийся по тюрьмам штата за торговлю наркотой, рассказывает про жизнь в американской тюрьме.

К чести автора – он не пытается «гламуризировать» тюрьму и всячески убеждает зрителей канала никогда туда не попадать и вообще вести законную жизнь. Он даже по школам ходит с лекциями про то что тюрьмы и банды — это плохо.

Тем не менее про свою жизнь на зоне он рассказывает с юмором, живым языком полным тюремного слэнга и смотреть его видео довольно интересно. Я, к счастью, ни в русской, ни в американской, ни в какой-либо еще тюрьме не сидел, но сравнить то что слышал про наши тюрьмы и про американские все равно любопытно. Можно лучше понять американскую и русскую культуры в целом через такие сравнения, да и вообще.

И вот этот автор канала, сделал видео со своей рецензией про фильм Shot Caller, где он похвалил фильм за реалистичность и правдивое отображение всей отвратительности тюремной системы в США. 

Так как Big Herc (автор канала) источник в этих вопросах авторитетный, то я решил фильм скачать и посмотреть, благо вышел он совсем недавно и все реалии в нем достаточно актуальны.

Главную роль играет Николай Костер-Вальдау, известный большинству зрителей своей ролью Джайме Ланнистера в Игре Престолов. Актер хороший, амплуа необычное, так что это дополнительный плюс к желанию посмотреть фильм.

Теперь о самом фильме, я не кинокритик, и не мне судить о работе режиссера, игре актёров, музыке и т.д. Также я не хочу спойлерить сюжет его пересказом.

Если вкратце – обычный, вполне успешный калифорнийский биржевой брокер Джейкоб Харлон, хороший семьянин и счастливый отец, возвращался на машине с вечеринки в слегка поддатом виде, случайно проехал на красный свет и попал в аварию. Как результат его друг сидящий на заднем сиденье погиб. За это ему дали полтора года в тюрьме. В первый же день на зоне он увидел, как изнасиловали прибывшего вместе с ним молодого чернокожего и это его довольно сильно испугало. На следующий день прогуливаясь во дворе на него наехал какой-то негр, и тут Джейкоб понял, что если он не даст отпор на виду у всех, то его будут гнобить весь оставшийся срок. Он ввязывается в драку, их оттаскивает полиция, а его сажают в одиночку на месяц. 

Когда он выходит после отсидки в двор, к нему подходят члены белой банды, которые говорят, что они оценили его бойцовский дух и предлагают ему защиту в обмен на кое какие дела, которые ему придется сделать. Вначале он работает «мулом», таскает наркоту во двор в своем заднем проходе, потом ему уже приходится убить стукача внутри банды, потом принять участие в расовом бунте, где он убивает еще кого-то и случайно попадает в объектив камеры наблюдения. После этого его срок увеличивают еще на семь лет, а жизнь окончательно идет под откос, и он становится профессиональным уголовником. А что было дальше, рассказывать не буду, смотрите сами.

Кому надо, можете зайти на англоязычную википедию, где полностью пересказана вся история в подробностях.

Тем не менее хочется отметить внимание авторов к деталям. Например, главный герой, который на зоне приобрел погоняло Money (из-за его биржевого прошлого) вступает в банду, но не просто в «Арийское Братство», что было бы вполне достаточно для большинства зрителей, а в конкретную группировку PEN1 (Public Enemy No 1). Эта группировка тоже вроде как аффилирована с Арийским Братством, но это просто лишний раз подчеркивает, что авторы фильма хорошо сделали свою домашнюю работу, и подвели солидный базис под мир где живут герои фильма. Они ведь могли сделать просто абстрактную банду белых расистов из Арийского братства и 90% зрителей это вполне бы устроило, но они заморочились и прописали всю внутреннюю кухню взаимоотношений различных группировок.

Взять, например, сцену расового бунта в тюрьме. Вместо массовой драки белых против черных, что было бы просто и понятно, показано как Арийское Братство в союзе с мексиканской бандой Суреньос, сражается против черных банд и их мексиканских союзников из Нортеньос. Причем проявлено большое внимание к татуировкам каждой банды, чтобы тот, кто в теме сразу отличил одних от других.

Или все процедурные элементы – то по какой статье сидит главный герой, то какие сроки ему дают, то в какие заведения его отправляют, все это сделано с документалистской точностью.

В общем авторы молодцы, видно, что привлекли к работе консультантов либо из полиции, либо из бывших сидельцев, либо всех сразу.

Теперь переходим собственно к идее которую несет фильм.

Главный герой мотивируется в основном стремлением к безопасности. В начале фильма это личная безопасность – он вступает в банду и делает всю грязную работу, чтобы обезопасить себя. Потом, когда он уже на крючке у банды, его заставляют работать под угрозой что если он откажется, то пострадает его семья. Ему в итоге приходится организовать целую схему чтобы убить лидера Арийского Братства и встать на его место, ради того, чтобы обеспечить безопасность семьи. 

Почему его судьба сложилась именно таким образом? 

Авторы фильма не занимаются пропагандой и не стараются донести какую-то мысль, они просто рассказывают историю так как она произошла – главный герой в основном жертва обстоятельств, жертва того как устроена тюремная система и бандитская система.

Была ли там роль личности? Когда Money организовал захват власти внутри банды, ценой жизни и свободы своих подельников, он проявил свою личность. Когда же он выполнял грязную работу для банды внутри тюрьмы, он исключительно плыл по стечению обстоятельств. 

Чисто для сравнения можно взять известный французский фильм «Пророк», где главный герой тоже карабкается на вершину тюремной иерархии. Но там он активно проявляет волевое начало и делает все для себя. В «Shot Caller”е же все происходит почти что вынужденно и в конечном итоге ради блага близких главного героя, который по большому счету жертвует собой ради их благополучия.

Тем не менее, факт есть факт, если мы будем говорить о влиянии тюрьмы на человека, то мы имеем умного и работящего человека и любящего семьянина, который за очень короткий срок превратился в расписанного портаками урку и профессионального уголовника. Тяжесть его преступления (вождение в пьяном виде повлекшее смерть человека по неосторожности), никак не перевешивает то что ему пришлось выкинуть свою жизнь на помойку и в ходе этого убить еще несколько человек. 

Где же ошибка? Почему система построена так, что человек стоит перед выбором или потерять достоинство или потерять жизнь (как минимум нормальную человеческую жизнь)? Кто виноват, что система устроена именно так, и как её исправить?

Фильм не озвучивает данные вопросы, но провоцирует зрителей думать об этом. 

Ведь вполне очевидно, и уже очень давно известно всем – что тюрьмы не исправляют людей, а вот портят их запросто. И это работает как для Америки, так и для России. Но какой в таком случае должна быть тюрьма?

В ряде стран Северной Европы попытались сделать тюрьмы максимально комфортными и направленными именно на перевоспитание. С одной страны это дало результат, процент рецидивов после освобождения там самый низкий в мире. С другой стороны, наблюдая за этими тюрьмами, ты чувствуешь сердцем, что это неправильно и несправедливо по отношению к жертвам, пострадавшим от рук сидельцев. 

Камера в норвежской тюрьме

Взять, например, случай с Андреасом Брейвиком, он убил 77 человек и ранил еще 151, а ему дали всего лишь 21 год, предоставив ему апартаменты с кабинетом, спальней и тренажерным залом. Каково теперь сотням родственников погибших жить с осознанием того факта, что человек разрушивший их жизни, наслаждается комфортом и даже имеет наглость писать жалобы что тюремная администрация ущемляет его права отказываясь поменять его PlayStation 2 на новую PlayStation 3? 

Или вот, например, мы читаем новости, что в ту же Норвегию приток иммигрантов в тюрьмы вырос в 4 раза. 

https://www.thelocal.no/20140602/norways-cushy-prisons-spurring-foreign-cons 

Нищие иммигранты из стран третьего мира, стараются попасть в Норвегию и совершить тут какое-нибудь преступление, чтобы пожить в тюремной роскоши, которая лучше, чем что-либо на что они могут надеяться на свободе у себя на родине.

Это радикальные примеры, но вы поняли идею – наказание должно быть достаточно суровым чтобы его избегать, и чтобы давать моральное удовлетворение пострадавшим от рук преступников и их семьям, но оно не должно ломать жизни обычных людей, которые совершили ошибки, и не должно обращать их в профессиональных уголовников. 

Какая может быть альтернатива? Я принадлежу к группе просоветских блогеров, и в нашем «племени» свойственно ссылаться на благой опыт СССР, но, положа руку на сердце, я не вижу, что СССР тут добился каких-либо выдающихся успехов. 

Советские тюрьмы были такими же фабриками уголовников, какие они есть сейчас. Иначе не было бы всего этого АУЕ, блатной романтики и прочего. Но не вижу я также ни одной другой страны в мире, которая решила бы этот вопрос как надо. По крайней мере я таких стран не знаю. 

Если мысленно примерить на себя костюм архитектора тюремной системы, я бы, наверное, постарался сделать систему которая отсортировывает первоходов по их человеческим свойствам и мотивации. Есть люди которые попав в тюрьму нацелены на то чтобы тихо и спокойно отмотать свой срок с максимальной пользой – получить образование, читать книги, при необходимости работать и т.д. Есть люди, которые нацелены на то чтобы смотреть телевизор, резаться в карты и жить блатной жизнью. Те, которые «нормальные» соответственно должны много работать и учиться, чтобы по выходу на волю они не выпали из общества, и при этом тяжелой работой искупили бы свой грех перед обществом. Блатных же надо просто закинуть в какое-нибудь поселение подальше, чтобы они там работали и приносили хоть какую-то пользу, хотя бы из-под палки, и чтобы они были слишком замотаны ежедневным трудом, и у них не оставалось сил заниматься ерундой после отбоя. 

Конечно такая система будет давать сбои – нормальные люди по ошибке или по злому умыслу будут попадать к блатным, а блатные будут пытаться обманом или подкупом пролезть к нормальным. Будут перегибы на местах и так далее. Нужны будут всякие страховочные механизмы типа повторных ежегодных экзаменов независимой комиссией, соответствующая подробно прописанная система правил и инструкции и так далее. Кроме того, есть ряд моральных вопросов – как например поступать с «нормальными» и далекими от блатняка, но которые при этом полные мрази? Террористы, педофилы, маньяки, и т.д. Значит для определённых преступлений и типов личности нужны особые инструкции, которые надо прописывать. Короче нужны куча работы, которой никто не занимается и куча специалистов, которых никто не выращивает.

У государства есть куча других дел, которыми оно занято, и тюремная система просто висит в том виде в котором она есть, без каких-то кардинальных изменений сверху. В случае же с Америкой, там еще есть целый бизнес частных тюрем, который зарабатывает миллиарды на всех слабых местах американского законодательства. 

Еще раз – я человек далекий от темы, и мои рассуждения довольно абстрактны, если в комментах попадутся люди более знакомые со спецификой, которые укажут мне на ошибки в моих рассуждениях, то я буду только рад.

Перейти к содержанию моего блога


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded