popoffich

Category:

Фильм "Черная Пантера" с политической точки зрения

На прошлой неделе посмотрел-таки «Черную Пантеру», но свою рецензию пишу только сейчас. Да знаю что поздновато. Был занят, да и в голове надо было прокрутить мнение о том, что я все-таки посмотрел. 

Некоторые читатели моего блога могут возмутиться – зачем нам знать про очередной глупый комиксовый фильм? Попробую объяснить.

Сразу предупреждение — в интернете есть уже сотни рецензий, на тему того как фильм оторван от реальности. Что наличия вибраниума недостаточно чтобы построить развитое государство. Что в Африке есть страны которые ни разу не были колонизированы и все равно они живут плохо. Что дело не в колониализме, а в неполноценности черных и т.д.

Я не буду делать 101-ую рецензию на эту же тему.

Мой пост будет про то, зачем этот фильм так сильно раскрутили? Почему вокруг него сделали столько шума? Я не могу припомнить чтобы что-то подобное делали с каким-то фильмом за последние несколько лет. Тут определенно что-то есть.

Для тех, кто не читает англоязычные СМИ, наверное, будет трудно представить то, какую невиданную доселе и в чем-то беспрецедентную шумиху эти СМИ устроили вокруг этого фильма. Все крупнейшие издания, так или иначе рассыпались в похвалах этому фильму. То какой он крутой, какой он важный, какие он политические проблемы поднимает, а еще там костюмы классные и т.д. 

Для предрелизной версии фильма, которая была только на закрытых показах, на сайтах для кинорецензий, особенно на Rottentomatoes.com фильму был присвоен высший рейтинг, и если верить эти рецензиям, то фильм оказался круче чем «Крестный Отец» и прочие признанные шедевры мирового кинематографа. Все рецензенты ставили только положительные оценки, а негативные рецензии удалялись, под предлогом борьбы с «ультраправыми троллями». 

Все крупные СМИ обязательно писали многочисленные статьи про этот фильм, все исключительно в позитивном ключе или как минимум как о чем-то важном. 

Фильм был выпущен в прокат в такое время чтобы у него не было высокобюджетных конкурентов, чтобы обеспечить максимальную кассовость в США (и он её получил). 

Финансовый успех или провал фильма стали политическим фактором – и мейнстрим сделал все возможное чтобы затащить туда людей. Дошло даже до абсурда, какие-то люди стали собирать пожертвования чтобы купить билеты в кинотеатр для негритят из гетто, которые хотят посмотреть фильм, но не могут этого себе позволить.

Скажу сразу – фильм слабый, и с художественной точки зрения всего этого внимания не заслуживает, вся его раскрутка — это чистая политика. Но если фильм важен именно чисто с политической точки зрения, то его политическую сторону я и буду рассматривать, оставив в стороне костюмы, спецэффекты, игру актеров и т.д.

Сюжет фильма я думаю все уже и так знают, но на всякий случай пропишу пунктиром еще раз (спойлеры!) – 

Главный герой – Т’Чалла – король вымышленной страны по имени Ваканда. Эта страна находится глубоко в Африке, ни разу не была завоевана или колонизирована, а главный источник их могущества – фантастический металл вибраниум, который упал на них с неба много лет назад. На основе этого металла вакандцы создали передовые технологии, которые превосходят все что есть на Земле, а еще они покрыли всю страну гигантской голограммой, которая заставляет весь мир думать, что Ваканда это нищая страна третьего мира. 

Главная задача короля  Т’Чаллы кроме управления страной – это предотвращать утечку вакандского вибраниума или любой информации о Ваканде во внешний мир. Чем он и занимается всю первую половину фильма.

Потом вдруг появляется забытый всеми двоюродный брат Т’Чаллы по кличке Киллмонгер, который придерживается идеологии что Ваканда должна тайно вооружить угнетаемых негров по всему миру своим супероружием и потом через серию революций установить свою власть над миром, где негры будут во главе. Ну и отомстить белым, само собой. 

Этот Киллмонгер приходит из ниоткуда, заявляет свои права на трон, побеждает Т’Чаллу в ритуальном поединке, и думает, что убивает его. Официально став новым королём он начинает форсировано готовить запасы вибраниевого оружия на контрабанду в ведущие страны мира с черным меньшинством, для начала глобальной революции.

Но на самом деле Т’Чалла не мертв. Его бессознательное тело скрыто сторонниками, он пробуждается у них в пещере, после чего развязывает небольшую гражданскую войну между своими лоялистами и сторонниками нового короля. В итоге он конечно побеждает и убивает своего брата. После этого он проникнувшись идеей что негры во всем мире угнетены решает открыть существование Ваканды всему миру и начинает строить посольства и культурно-научные центры во всех странах. Конец. 

Еще раз – фильм по качеству откровенно проходной и уступает даже другим фильмам студии Марвел. По качеству он лучше, чем, например, первый и второй «Тор» или вторая и третья части «Железного Человека», но явно хуже, чем «Доктор Стрендж» или «Защитники Галактики». 

Это также не первый в истории фильм с черным супергероем. 

Так откуда же вся шумиха? Явно что шумиху подняли не одни только создатели фильма. Да у них очень глубокие карманы, но вряд ли бы хоть у одной студии на земле нашлось бы столько денег чтобы организовать пропаганду на стольких ресурсах одновременно. Тут определенно была какая-то установка «сверху», на максимальную раскрутку. Попробую подумать, кому это выгодно?

Первое и самое очевидное. Этот фильм направлен против Трампа – Трамп сейчас это главный объект лютой и в чем-то безумной ненависти либерального истеблишмента. Победа Трампа на выборах означала низкую поддержку либеральных идей в народе. Поэтому жизненно важно было сделать напичканный либеральными идеями фильм, который будет не только либеральным, но еще и кассовым, и массовым, чтобы внушить американцам что большинство поддерживает либералов. 

Насчет антитрамповости фильма в фильме есть раскиданные тут и там намеки, а в конце, в финальной речи Т’Чаллы в ООН и вовсе прямо говориться что «только недальновидные люди строят стены» (извиняюсь если неточная цитата) – то есть прямая отсылка к трамповскому проекту стены на границе с Мексикой.

Второе - главный злодей-революционер Киллмонгер намеренно сделан так, чтобы вызывать сочувствие. Это не стандартный безликий марвеловский злодей, а нечто, призванное вызывать у части зрителей желание ассоциироваться с ним. То есть это еще и пропагандистская работа на развитие и расширение движения Black Lives Matter и им подобных. Это работа на усиление расового противостояния. Черные активисты и антифа, это главная сила уличных протестов против поднимающегося Alt-right в Америке. Вторая задача фильма – рекрутировать новых черных пехотинцев.

Это все прямые прагматические задачи фильма. 

Какие же у него духовные задачи? Какие идеи он закладывает своим зрителям?

Самое очевидное – идею о расовой полноценности черных. Что если дать черным нормально развиваться, дать им ресурсы, не сдерживать их развитие колонизациями, то тогда они смогут обогнать в техническом развитии все остальные народы. Это как бы старая установка в голливудских фильмах, когда они намеренно вставляют туда персонажей негров-ученых, хирургов, космонавтов, и т.д. 

В принципе ничего плохого против этой идеи не умею, все люди в философском смысле равны, и мир еще увидит своих черных гениев науки и техники. Но я считаю, что насильственное введение в фильм подобных чернокожих персонажей в угоду политкорректности, а не ради сюжета – идет скорее во вред. 

Тут как-бы мое фундаментальное различие как с консерваторами, так и с либералами. 

Либералы говорят – у негров ниже средний IQ поэтому мы должны создать такие условия, где неграм все равно будет комфортно, а тему их низкого IQ мы сделаем табу о которой нельзя говорить. И мы будем это всячески отрицать, а все факты будем объявлять последствием колониализма, империализма и рабства. 

Консерваторы говорят – у негров низкий IQ, поэтому мы должны отделить их от белых, загнать их в сегрегации или обратно в Африку или еще куда, чтобы не мешали нам жить.

Я же считаю, что надо создавать условия не для комфорта, а для образования и самообразования. Условия для роста и изменения себя и своей природы, и социальной среды. Если даже слепоглугонемые от рождения дети, при правильном подходе могут стать академиками, то почему здоровые негры не могут сделать того же или еще больше? Низкий среднестатистический IQ должен быть не приговором, а вызовом и мотивацией к действию. 

В этом плане «Черная Пантера» это 100% либеральный фильм. Он всячески пытается показать, что черные на самом деле умнее белых и превосходят их во всех отношениях, а вся их бедность обоснована колониализмом и империализмом. И это вторая важная идея которую закладывает фильм – белые во всем виноваты. 

Стоит ли смотреть этот фильм?

Если есть выбор что смотреть, то нет, не стоит. Сюжет я вам уже вкратце пересказал, лучше смотрите классику, а если хочется именно фильмы по комиксам, то любые другие марвеловские фильмы будут лучше по качеству чем «Черная Пантера». 

Мне, почему-то, летающий по небу бог Тор, или говорящий енот, кажутся более реалистичными чем волшебная страна Ваканда, скрытая от мира голограммой из вибраниума.

Перейти к содержанию моего блога


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded