popoffich (popoffich) wrote,
popoffich
popoffich

Categories:

Доклад: Китайская философия - Конфуций, Лао-Цзы, Сунь-Цзы Ч.4

1.png
Из-за большого размера публикую четвертую и заключительную часть отдельным постом. Запись под катом. Напоминаю, что это полный текст моего доклада по китайской философии, рассказанный на собрании Литературно -Исторического Клуба 20.01.2017

Историческое развитие даосизма и конфуцианства
На мой взгляд главный недостаток как конфуцианства, так и даосизма состоит в том, что они совсем не касаются вопросов смысла. Они детально расписывают что надо делать чтобы народ жил в достатке и безопасности, и это было мегаактуально в то время, когда писались эти труды. Но в этих книгах совсем не затрагивается вопрос – зачем нужны порядок и процветание?
Конфуций говорит: Лунюй: 8.13. – В стране в которой есть путь стыдно быть бедным. В стране в которой нет пути стыдно быть богатым 邦有道,贫且贱焉,耻也;邦无道,富且贵焉,耻也
То есть хорошо, сверхусилиями состояние хаоса преодолено, что делать дальше. По Конфуцию выходит прямо-таки ельцинский лозунг «обогащайтесь». И понятно, что это должно сдерживаться такими вещами как человечность, когда благородный муж раздает свои излишки нуждающимся, а сам живет аскетично. Но ведь это может работать два-три поколения, а затем в спокойствии неизбежно начнется мещанство. И если посмотреть на историю развития, упадка и гибели каждой конфуцианской династии, то все идет именно этим путем.

Книги намерено избегают вопросов естественных для западного человека – зачем эти все труды? В чем смысл великого труда по доведению себя до состояния морального идеала, неважно конфуцианского или даосского. Есть определенные моменты касательно оставления своего имени в истории и последующей обязанности твоих потомков почитать тебя после смерти. Но на этом собственно все и ограничивается. Нет связи с абсолютным и идеальным. Нет связи с трансцендентным. Все утопает в прагматике и многочисленных инструкциях, которые основаны на практике, а не на мире высших идеалов.

Тут китайцев постигла схожая проблема с Советским Союзом, в период смуты и войны всех против всех, когда жизнь становится невыносима, появляются люди, следующие конфуцианским ценностям. Они приводят все в порядок и строят стабильное процветающее общество. Но потом спустя несколько поколений изначальный заряд жизненной силы и энергии недовольства царящим вокруг бардаком остывают и государство начинает поглощаться коррупцией, борьбой за власть и социальным неравенством. В итоге это приводит к народному восстанию, иностранной интервенции и все повторяется сначала. Причина этого – зацикленность на материальном, на повседневности.

Второй существенный недостаток – это излишняя консервативность и укорененность в старине. Конфуцианство проповедует важность непрерывного учения, но чтобы чему-то учиться, кто-то должен это сперва открыть и описать в учебнике. А с открытиями плохо, потому что есть беспрекословное подчинение младшего старшему, подчиненного начальнику. Плюс религиозное поклонение ритуалам. Во времена Конфуция и последующие 2000 лет – никакой речи об инновациях и промышленной революции речи быть не могло, так что это существенной роли не играло. А потом пришли европейцы с новыми технологиями и унизили Китай так как его не унижал еще никто и никогда. Потому что ранее Китай уже захватывали варвары, но эти варвары были культурно ниже китайцев, они быстро признавали их превосходство и ассимилировались. Сейчас же варвары оказались культурно выше и умнее, они смотрели на китайцев с презрением и заслуженно. Это гораздо обиднее.

Вдвойне обиднее что европейцы победили китайцев их же изобретениями. Китайцы изобрели порох, бумагу и печатный станок, и компас. Европейцы, когда получили в руки эти изобретения стали с помощью пороха делать ружья и пушки. С помощью бумаги и печатного станка они запустили эпоху Просвещения. С помощью компаса они открыли Америку и покорили полмира. Китайцы же с помощью пороха взрывали хлопушки. Из бумаги они делали расписанные вручную свитки. С помощью печатного станка они печатали деньги. Компасом они смотрели феншуй. Какая радикальная разница в подходах, и какая обида для китайцев что они из-за своей ментальности упустили тысячу лет развития, если бы они вовремя нашли правильное применение своим изобретениям, то весь мир уже тысячу лет как был бы китайским.

Китайские интеллектуалы в XIX-XX в. очень остро переживали это состояние, и они пришли к выводу что причина их отсталости кроется в неправильных ценностях. Сами ценности может и не плохие, но они больше не соответствуют времени. Пора китайцам учиться у европейцев.

Тут стоит отойти от собственно Лунюя и забежать несколько вперед. После смерти Конфуция его ученик Мэнцзы систематизировал и распространил конфуцианское учение – в частности он выдвинул三纲 – три устоя
君臣父子夫妇之道,辩矣 – принципы отношений между государем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой − чётко разграничены
абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой.
君君臣臣 – государь должен быть государем, а поданный, подданным
В основе раннеконфуцианской философии был принцип «человек как основа» 以人为本

1.png

Затем, спустя тысячу лет, после многочисленных войн и смен династий, пришла династия Сун (960-1279 гг.) – и добавила новые конфуцианские устои с принципом «семья как основа» 以家为本
八德 – восемь добродетелей
孝、 悌、 忠、 信、 礼、 义、 廉、
Это были добродетели крестьянского, аграрного общества и они послужили фундаментом китайского мировоззрения в течение почти 1000 лет, вплоть до 20 века.

1.png

Через тысячу лет, в начале 20 века, в конце династии Цин и начале Республиканской эры Сунь Ятсен предложил «новые восемь добродетелей». Эти новые добродетели выступили как смесь западных и китайских нравственных ценностей. Сунь Ятсен разбавил традиционное китайское мировоззрение рядом христианских ценностей, а также рядом новых политических концепций. При этом сохранив часть старых китайских ценностей. Которые должны подчеркивать уникальность китайского пути. Все это как выражение принципа 中体西用 – «Китайские ценности за основу, западные ценности для практического использования» квинтэссенция слияния западных и китайских ценностей.

忠、孝、仁、爱、信、义、和、平
以国为本 – государство как основа – это новый принцип.
孝、悌、忠、信四德为基础
忠孝、преданность (государю) и сыновняя почтительность (к родителям)
仁愛、любовь к людям, гуманность, милосердие, великодушие; гуманный, добрый
信義доверие, верность слову; верность долгу
和平 – мирный
– мирный, гармоничный

В этом есть своеобразный пафос современной китайской идеологии как на материке, так и на Тайване. Что нравственные ценности на протяжении истории развиваются. Изначально было «человек как основа». Потом спустя ровно тысячу лет «семья как основа» - (в крестьянском обществе) и наконец на будущие тысячу лет новый нравственный принцип – «государство как основа». Это своеобразная попытка китайцев задать себе траекторию развития на ближайшую тысячу лет. Обновляющей, живительной силой для такого развития должны послужить западные и христианские идеи – мира, любви, равенства, гуманизма.

Как я считаю данная попытка не решает проблемы оторванности китайского мировоззрения от Трансцендентного. Это уже сказывается сейчас, когда почти любой китаец в приватной беседе начинает жаловаться на бессмысленность жизни.
Эту нехватку связи с трансцендентным в конфуцианстве, китайцы отчасти пытаются компенсировать даосизмом. Тут важное слово «отчасти» потому что даосизм касается этого довольно смутно и туманно.

Тем не менее именно вокруг даосов выросла целая сеть тайных культов, часть из которых перемешались с буддизмом, а в 19 веке еще часть перемешалась с своеобразно интерпретированным христианством (например, восстание тайпинов). Эти культы вовлекали в себя как китайскую элиту, жаждущую «особых знаний», так и народных революционеров жаждущих радикального обновления прогнившей системы. Периодически эти культы подымали широкие народные восстания, которые иногда завершались успехом, опрокидывали императорские династии и приводили на трон новых императоров.

Несмотря на довольно серьезные противоречия между конфуцианством и даосизмом, они на самом деле не отрицают, а дополняют друг друга. Просто в конфуцианской иерархии Народ подчиняется императору, а император подчиняется небу, а у даосов еще идет дополнение: небо подчиняется Дао. Даосы же могут интерпретировать волю Дао (если можно так говорить) и, следовательно, волю Неба.

Далее идет мое личное предположение.

Можно ли говорить о орденском начале в рамках даосизма? И да и нет. Чтобы был орден – нужна метафизика, нужна вера в потусторонний мир и вера в получение сигналов из этого мира. В случае с даосизмом, речь идет не о потустороннем мире, а о скрытых механизмах по которым работает этот мир. Мудрый человек в состоянии видеть эти механизмы и то куда текут подземные реки вселенских процессов. Он может передавать это тайное знание своим ученикам, и они могут попытаться ускорить этот процесс.

Как например в случае восстания Желтых повязок в конце II в н.э. когда восставшие верили в скорое наступление эпохи «Синего неба». Или восстания Красных повязок и восстания ихэтуаней организованные сектой Белого Лотоса, которые верили в скорое наступление «Эры Белого Солнца» и приход Будды Майтрейи.

При этом не нужно вдаваться в конспирологические крайности и думать, что даосские секты это одна из форм всекитайского правительства. Когда в Китае был гражданская война между НОАК и Гоминданом, члены различных тайных сообществ воевали друг с другом по разные стороны фронта. Так что ошибочно думать о их некоем единстве. Точнее говорить о них как о форме организации различных элитных группировок вокруг неких скрытых идей и смыслов, берущих свои корни в буддистских и даосских представлениях о том куда движется мир.

Таким образом мы видим, что тайные общества и сейчас являются важным фактором в китайской политике и серьезно влияют на происходящие там политические и общественные процессы. Причем не только в материковом Китае, но и на Тайване, а также в многочисленной китайской диаспоре по всему миру.

Теперь отойдем от Китая и подумаем о России. Вы прослушали этот довольно длинный доклад явно не из праздного любопытства к малознакомой китайской культуре. Наша задача взять из этой информации некие полезные знания, которые могут помочь нам в нашей борьбе. Или хотя бы получить направление для самостоятельных поисков этих знаний.

Что мы усвоили и что надо запомнить из этого доклада:
1)      Конфуцианские нравственные ценности. Они в большинстве своем универсальны и полноценное обладание ими это абсолютно необходимое условие для контрэлиты, которой мы пытаемся стать.

2)      Исправление имен – Кургинян много говорил про важность правильности имен в конфуцианской традиции. В этом докладе я постарался кратко раскрыть важности правильного давания имен в политике.

3)      Балансировка процессов – в рабочей деятельности реально важно не допускать перекосов одних задач над другими. Если хотите, можете называть это универсальным законом по которому работают Вселенная, природа и человеческое общество. Называйте это как хотите, но это работает и это надо учитывать в планировании

4)      Китайская мудрость – конфуцианство и даосизм окружены плотной завесой мифов, эзотерики и восторженных вздохов со стороны всяких «духовно богатых» личностей. Моей задачей было сорвать эту завесу и показать даосизм и конфуцианство такими какие они есть. Как итог я вижу, что предложенные Конфуцием и Лао-цзы идеи интересны и полезны, но не лишены недостатков. Главный недостаток – это отсутствие связи с трансцендентным, отсутствие неких высших пределов, отсутствие «Моста через пропасть», который должен реально связывать нас с нашими предками. Не на уровне дежурных ритуалов, а на уровне «глазами их не видеть их земли, ушами их не слышать мир отчасти». В их учении нет «связи обоюдной. Не мертвых власть, а власть того родства что даже смерти стало недоступно».
Вместо всего этого есть достаточно ограниченный реальными делами и прагматикой взгляд на мир, не выходящий за его пределы.

5)      Последнее – китайская мысль не только сосредоточена на земной жизни (пускай и овеянной вечным возвращением), но вдобавок еще и сосредоточенна исключительно на Китае. Китайцы в самых своих дерзких. Сакральных и возвышенных мечтах не выходят за пределы собственно китайской империи. Не пытаются объять все человечество и всю вселенную. По их мнению это в принципе невозможно из-за концепции вечного возвращения. Китайцы могут стремится к эре тысячелетнего процветания, но они будут четко знать, что за этим тысячелетним процветанием последует не менее жестокий упадок. Они далеки от представления о современной истории как Пред-истории подлинной истории человечества. У китайцев нет даже понятия гуманизма как преодоления всех пределов развития. Китайский гуманизм — это «человеколюбие» «жэнь» - то есть просто стремление сделать жизнь людей лучше и повысить их благосостояние.

К чему это я описываю?
К тому что нам не надо надеяться на помощь от китайцев в построении коммунизма и реализации красного проекта.
Красный проект китайцев — это не воплощение мечты человечества о развитии, а воплощение мечты китайцев о национальном реванше и наступлении эры китайского доминирования и китайского же благосостояния.
Китай реализует свой собственный глобальный проект, который ничего не имеет общего с реализацией проекта СССР 2.0. вполне возможно, что СССР 2.0. будет рассматриваться китайцами как конкурент, хотя и будет парадоксальным образом вести их к развитию.
Потому что это есть русский путь – счастье всему человечеству сразу, без подразделения на избранные и низшие народы.

Обновление коммунистической идеи и авангард борьбы за человечество — это наша задача. Только мы в состоянии сделать это. Ждать помощи от китайцев не имеет смысла. Вот что нам нужно понять и это одна из основных целей моего доклада.

Спасибо за внимание!


Алексей Попов
перейти к содержанию моего блога

Tags: Дао-Дэ-Цзин, Искусство Войны, Китай, Конфуций, Лао-Цзы, Луньюй, Россия, Сунь-Цзы, Суть Времени, доклад, история, культура, филосо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments