popoffich (popoffich) wrote,
popoffich
popoffich

Category:

История "цигунного бума" в Китае


В прошлой статье «История возникновения цигуна», я описал как якобы «древний, традиционный цигун», по сути был воссоздан заново на основе китайских сектантских практик. Быстрый взлет цигуна был внезапно оборван Культурной Революцией, но история цигуна на этом не закончилась и после Культурной Революции в Китае вспыхнула настоящая «лихорадка» повального увлечения цигуном. Об этом в данной статье.

Напоминаю, что данная статья является частью цикла статей про китайскую оппозицию и про запрещенную в Китае секту Фалунь Дафа, в частности. Данная секта не является «вещью самой в себе», она имеет корни в богатой сектантской традиции Китая (см. статью «Сектантская традиция в Китае"), а также произрастает из цигуна и является по сути одной из множества цигунных практик. Историю возникновения цигуна можно почитать в моей прошлой статье по ссылке.

В данной статье я рассмотрю, как запрещенный было цигун вдруг расцвел и обрел массовую популярность. Как из «свеженького» новодела вдруг выделились десятки если не сотни школ, и я вплотную перейду к периоду возникновения Фалун Дафа. Только тогда внимательному читателю, следившему за всеми моими статьями, станет понятен исторический контекст и общественная атмосфера в которой возникновение секты подобной Фалунгуну стало возможным.

После окончания Культурной Революции, цигун получил второе рождение. Но если до Культурной Революции он преподавался исключительно в санаториях для партийных кадров, то сейчас он стал преподаваться в общественных парках. Причиной бума цигуна в 80-е годы в Китае, стала целая комбинация причин. Это были и мастера цигуна, получившие образование в 50-е и 60-е годы в санаториях, и «научное подтверждение существования энергии Ци, и, конечно, воля китайских элит, желавших использовать цигун как часть своего «уникального китайского пути».


Гуо Линь
Первым преподавать цигун в парках начала Гуо Линь (郭林 Guo Lin) в начале 70-х. Рожденная в 1909 в провинции Гуандун, она, как сообщает обучалась цигуну от своего даоистского деда. В 1949 она заболела раком, пережила операцию, однако в 1959г. рак вернулся снова, и она занялась самолечением с помощью старинных техник. В течение десяти лет самолечения ей удалось избавится от рака и воодушевленная успехом она решила посвятить жизнь распространению своей методики, которую она назвала «метод дыхания ветром» (风呼吸法feng huxifa). Свое первое занятие она провела в парке в 1971 году. В то время её действия встречали сопротивление властей, она наталкивалась на критику, периодические аресты её самой и её учеников. Тем не менее её страстное служение своей идее, и сила воли позволили продолжать ей преподавать в разных парках и даже издать свою книгу «Новый метод лечения через цигун» в 1975г.

Наконец, в 1977г. её усилия получили поддержку высших кадров, её пригласили в Пекинский Педагогический Университет. После смерти Мао Цзедуна, Гуо Линь предоставила 100-страничный доклад Министерству Здравоохранения, в котором говорилось что цигун может излечивать рак и предлагал метод лечения основанный на объединении цигуна и западной медицины. Она стала давать регулярные курсы цигуна в упомянутом выше Педагогическом Университете, а также она была приглашена давать лекции одном из самых престижных университетов Китая – Университете Циньхуа, Пекинском госпитале №6 и Медицинской Школе в Циндао.

Гуо Линь неосознанно для себя создала модель поведения для последующих мастеров цигун, а также возродила связи высшей власти с мастерами цигуна, правда уже не на институциональной, а на личной основе мастера с его патроном во власти.


Шанхайский институт атомных исследований
Вторым важным элементом, породившим бум цигуна в 80-х, стало научное доказательство существования «внешней ци». Автором этого доказательства стала исследователь Гу Ханьсен в Шанхайском Институте Атомных Исследований которая работала над радио электроникой.

Гу Ханьсен в 1977г. познакомилась с техникой цигуна и своими глазами увидела, как парализованные люди после серии занятий встают на ноги и как вылечиваются болезни. Воодушевленная этим опытом она решила научно подтвердить существование энергии ци. Она организовала и провела ряд экспериментов, которые дали утвердительные результаты.

Опубликованные результаты дали взрывной эффект. Если ранее, несмотря на все попытки ввести научный подход, цигун все-таки рассматривался как средневековое колдовство, то теперь под него был подведен научный базис. Кроме того, в 1975 году генсек Чжоу Эньлай начал компанию «Четырех Модернизаций», которые должны были скомпенсировать всеобщую политизацию времен Культурной Революции. В ходе «Четырех Модернизации» в 1978г. было начато «патриотическое движение здоровья».

Трудно переоценить значение открытия Гу Ханьсен для движения цигуна. Из важного, но старого наследия предков, цигун моментально вышел на передовой край современной науки в полном соответствии с духом «Четырех Модернизаций». Любой защитник цигуна теперь мог апеллировать к научно доказанному существованию энергии ци. Несколько важных фигур в политическом мире Китая обратили пристальное внимание на открытие Гу Ханьсен и это немедленно обеспечило властную поддержку всего цигуна в целом.

В 1980г. Санаторий Цигуна в Бэйдахе был вновь открыт, и первооткрыватель цигуна Лю Гуйчжен, пострадавший в годы Культурной Революции стал его директором. В сентябре 1979г. была проведена первая научная конференция по цигуну, под патронажем Министерства Здравоохранения и Национальной Ассоциации Науки и Технологии. На конференции было решено создать всю необходимую инфраструктуру по научному исследованию цигуна. Эксперименты Гу Ханьсена были показаны по телевиденью и о них печатались статьи в массовых научно-популярных журналах.

Если до Культурной Революции цигун был преимущественно только для элиты, то после Культурной Революции, цигун стал массовым движением. После массового освещения в СМИ Гуо Линь и её истории, тысячи больных людей стали стекаться в Пекин в её поисках. В итоге цигун по её методике стал преподаваться в более чем двадцати китайских городах.

Цигун легко привлекал внимание китайских СМИ. Цигун это было волнующее, позитивное, неполитичное движение с харизматичными лидерами. Про него писать было безопасно, а истории неизменно пользовались успехом. Постепенно сложился тренд обращать внимание на то что у некоторых лиц практикующих цигун стали появляться паранормальные способности или сверхсилы (特异功能 teyi gongneng) типа сверхчувствительности, телепатии, левитации, невероятной физической силы и так далее. Это привлекало дополнительный интерес.

Среди чиновников высшего ранга, поддерживавших цигун, можно назвать – Цян Сюесень (Qian Xuesen) – отец китайской атомной бомбы и вице-президент Национальной Ассоциации Науки и Научной Комиссии Национальной Обороны. Лю Бинкуй (Lu Bingkui) важный игрок на поле китайской медицины. У Шаоцзу (Wu Shaozu) важная фигура в спорте. Особенно важен был бригадный генерал Чжан Чженхуан (Zhang Zhenhuan), чьи функции были преимущественно военными. Возможно когда-нибудь мы узнаем о секретных экспериментах по внедрению цигуна в армии, так как перечисленные выше патроны цигуна, были, по сути, в самом ядре НОАК и китайской ядерной программы.

Итак, комбинация трех элементов – научного базиса, журналистского и массового энтузиазма и политической поддержки позволила выйти на свет новым «суперзвездам» - мастерам цигуна. В 1993 году вышла «Энциклопедия Современного Китайского Цигуна», которая перечисляет около 500 мастеров, с большим или меньшим числом последователей, появившимися в годы цигунного бума.

Стоит отметить что из этих мастеров меньшинство относит себя к школе Лю Гуйчжена перед Культурной Революцией, почти четверть относит себя к дореволюционным школам и практикам, которые передавались от учителя к единственному ученику на протяжении поколении. То есть в это время мастера уже не боялись запятнать себя связью с «феодальными пережитками». Скорее наоборот это было в какой-то мере престижно.

                Мастера цигуна реально стали звездами. Билеты на их массовые цигун лекции и сессии продавались десятками тысяч. Они выпускали литературу. Их методикам обучались десятки миллионов поклонников. Самые известный из них это Янь Синь (Yan Xin), который имел личную поддержку упомянутого выше генерала Чжан Чженхуана и проводил «гастроли» со своими «лечебными лекциями», на которые собирались десятки тысяч человек, как на концерты какой-нибудь рок-звезды.


Чжан Хонбао

Типичный пример -  одна знаковая фигура этого времени Чжан Хонбао (Zhang Hongbao), создал свою цигун-империю, свой бренд 中功-Zhonggong который в китайском языке созвучен с словом КПК (中共 Zhonggong), массово продавал книги, аудио и видеокассеты с методикой, а также имел до 30 миллионов последователей. Средняя зарплата рабочего в то время была 500 юаней, 6-дневный курс стоил 74 юаня, учитывая число последователей можете сами примерно прикинуть количество денег, которые зарабатывал Чжан Хонбао на своем цигун-бизнесе, и ведь он был только один из многих ему подобных учителей.

То есть как мы видим к концу 80-х годов, цигунский бум породил массовое движение, вовлекшее сотни миллионов людей по всей стране. По некоторым оценкам цигун в той или иной степеи практиковал каждый пятый китаец.  Возникли сотни мастеров с множеством поклонников, в отдельных случаях насчитывавшими десятки миллионов человек. Цигун поддерживался на самом высоком уровне, и пропаганда рассматривала его как инструмент строительства «социализма с китайской спецификой». Цигун это был свой особый путь в медицине. Путь подчеркивающий особенность, уникальность и передовой характер Китая в мире.


Цао Юнчжен

Многие из мастеров, поднявшихся в 80-е продолжают сохранять свой авторитет и в наши дни. Самый свежий пример – глава госбезопасности, осужденный за коррупцию при Си Цзинпине Чжоу Юнкан, кроме получения взяток, также обвиняется в том, что он передавал секретные документы и сливал государственные секреты своему личному мастеру цигуна Цао Юнчжену, который получил известность в 80-е годы, за свое развитое в ходе цигуна паранормальное умение видеть прошлое, настоящее и будущее других людей. Источник ()

Данному мастеру, после скандала с Чжоу Юнканом, газета South China Morning Post посвятила статью, в которой говорится, что Цао Юнчжен жил в роскошном особняке в классическом стиле в историческом центре Пекина (район Хоухай), стоимостью 100 миллионов юаней. К нему как минимум 4 раза наносили визит главы провинциального уровня. Также, по его словам, он лично встречался с более чем 600 чиновниками высшего ранга. Источник

Причину такой популярности цигуна среди офицеров госбезопасности я вижу прежде всего в том, что изучение цигуна еще с 50-х прочно ассоциировалось с китайским национализмом. И сейчас увлечение цигуном это типичная черта китайских интеллигентов патриотическо-почвенной направленности. Учитывая высокий уровень национализма среди военных (хоть в Китае, хоть в любой другой стране), неудивительно их «особое» отношение к изучению цигуна.

Именно на фоне этого массового энтузиазма, впрочем, к середине 90-х уже идущему на убыль, возникла цигун-школа фалунгуна. Причем можно отметить, что на фоне гигантов преподавания цигуна типа вышеупомянутых Чжана Хонбао и Янь Синя, фалунгун не выглядит чем-то супервыдающимся. Да он был крупным, но довольно средним по численности и вполне обычным по содержанию. Тем не менее именно фалунгун стал самым скандальным и единственным запрещенным цигун-движением.

Что характерно – Фалунгун возник в начале 90-х годов, уже на излете «цигунного бума». Популярность цигуна в то время уже начинала падать и государство этому активно помогало по своим причинам. Вал репрессий против Фалунгуна также вписывается в контекст угасания массового интереса к цигуну.

Но об этом в следующей части.


Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ

Перейти к содержанию моего блога -

Tags: Китай, история, наука, религия, секты, цигун
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments