popoffich (popoffich) wrote,
popoffich
popoffich

Category:

Православие в Китае


Меня попросили прокомментировать новость что этнического китайца впервые за полвека рукоположат в сан православного священника.

Сразу оговорюсь, что я хоть и считаю себя православным, но от религии человек далекий, специально этой темой не интересовался и в церкви последний раз был год назад и то больше как турист. Поэтому информацию я в первую очередь беру из открытых источников.

Итак, как же обстоят дела с православием в Китае?

Неважно.

Общее количество православных на весь миллиардный Китай всего лишь 15 тысяч человек, из них большинство — это этнические русские, потомки белых иммигрантов.

История Православия в Китае начинается с конца 17 века.
В 1685 году Цинский император стал оспаривать русские земли в Приамурье и его армия в 3 тысячи человек напала на крепость Албазин с гарнизоном 400 человек. Силы были неравны, но русские героически обороняли крепость и это так восхитило императора, что после взятия крепости, он переслал 45 казаков в Пекин (тогда это был Ханбалык), где они стали частью императорской гвардии. Им было разрешено создать свою собственную Православную миссию и благодаря Русской Православной Церкви, потомки албасинцев несмотря на полное окитаивание и ассимиляцию сохранили православную веру.
Вообще история с осадой Албазина очень интересна, почитать побробнее можно тут

Именно эта духовная миссия была неофициальным представительством России и позже Российской империи вплоть до начала 20 века. Священнослужители создали первые русско-китайские словари и написали работы по китайской культуре.

В 1900 грянуло восстание ихэтуаней или «боксёрское восстание», это были фанатики традиционалисты, которые хотели искоренить все признаки «иностранщины». Они убили 222 православных китайца, которых РПЦ причислила позже к лику святых мучеников. Ихэтуани разрушили здание Пекинской миссии.

Именно восстание ихэтуаней послужило поводом для создания Альянса Восьми Государств, в том числе с Российской Империей. Российская Армия вместе с Американской, Британской и Японской заняли Пекин, в ходе был разрушен Летний Дворец и награблены бесчисленные культурные ценности. На Китай были наложена огромная контрибуция, выплату которой позже отменил Ленин после Революции.

Тем не менее, после 1900 года и вплоть до Революции в Китае был построен целый ряд православных храмов. Здесь я не буду их перечислять.

После 1917 года, в Китай хлынул поток из сотен тысяч русских белых иммигрантов, однако после того как в Китае пришли к власти коммунисты в 1949г. начался «исход» русских и в итоге в Китае осталось всего около 10 тысяч православных христиан
.
Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Русская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бэйгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии в 1985 году, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви.

23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии.

В 1966 началась Культурная Революция и продолжалась до 1976г. В ходе Революции Автономная Православная Церковь Китая де-факто была ликвидирована, хотя РПЦ до сегодняшнего дня юридически не признала этот факт и юридически она продолжает существовать. Хунвейбины разрушили и осквернили все православные храмы, до которых смогли дотянуться. Многие священники претерпели гонения и ссылки, некоторые были убиты.

Я лично видел в Харбине лапшичный ресторанчик, находящийся в старом здании, которое по всем признакам было когда-то церковью. Жалко не сфотографировал.

Православие в Китае начало возрождаться в середине 1980-х годов. В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец — протоиерей Григорий Чжу.

31 января 1994 года вступило в силу Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР.

10-15 мая 2013 года впервые состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в пределы Китайской православной церкви. В ходе визита Патриарх Кирилл встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и другими государственными деятелями КНР, совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае встречался с китайскими православными верующими, 12 мая в Пекине, презентовал свою книгу «Свобода и ответственность» на китайском языке

На данный момент есть постоянная действующая церковь в русском посольстве в Пекине, но туда китайское правительство не пускают китайцев.

По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. В основном они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. Больше всего православных живет во Внутренней Монголии. Это потомки русских, смешанное русско-китайское население (около 8 000 человек). Так же, как и в Синьцзян-Уйгурском районе (около 3 500 человек), священника там нет уже более сорока лет.

Полный список приходов можно посмотреть тут

Все эти приходы не имеют своего священника и богослужения проводят сами миряне. Только по крупным праздникам периодически могут приезжать «гастролеры» из СНГ или других стран.

А теперь в этом контексте рассмотрим новость с которой я начал данный пост.

«ПЕКИН, 17 мая. /Корр. ТАСС Андрей Кириллов/. В Китае впервые за более чем полвека разрешено рукоположить в сан китайского православного священника. Об этом корр.ТАСС сообщил в воскресенье митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) Илларион. Он находится в КНР в рамках работы 4-го заседания российско-китайской рабочей группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере.
"Мы провели очень конструктивные переговоры с Государственным управлением по делам религии. Договорились о рукоположении в священный сан этнического китайца, который несколько лет учился в России. Надеемся, что он будет служить в Харбине и действующий там Покровский храм станет по-настоящему действующим. До сих пор там не было священника. Теперь, даст Бог, появится священник", - сказал владыка Илларион.
"Мы также договорились о том, что еще двое студентов будут учиться у нас с перспективой их возможного рукоположения, - добавил он. - Я надеюсь, что православие в Китае с Божьей помощью будет развиваться".
В субботу Илларион совершил богослужение в храме во имя святителя Иннокентия Иркутского в Лабдарине (Автономный район Внутренняя Монголия /КНР), где собралось много верующих. Присутствовали представители властей района, а также городов Хулунбуир, Хайлар. Прихожанами храма в Лабдарине являются потомки русских, которые обживали район Трехречья еще в конце XIX века.»


Итак, китайское правительство очень ревностно следит за всеми религиозными делами. Есть официально разрешенные пять религий – католичество, протестантство, буддизм, ислам, даосизм, и православие НЕ входит в этот список.

При этом очевидно, что православные не играют никакой роли в сознании китайцев. Всего лишь 15 тысяч человек, из которых минимум половина этнических русских это капля в море в стране где население полтора миллиарда человек.

Однако, в связи с потеплением отношений с Россией, которая сейчас демонстративно продвигает традиционные ценности и православие, китайское правительство делает реверанс на религиозном поле и ослабляет гайки в отношении и так безопасного православия.

Я искренне рад за православных и желаю им удачи в миссионерской деятельности. Сейчас в Китае очень сильно растет влияние католиков, и в очень сильной степени протестантов. Количество протестантов растет вообще пугающими темпами. Связанно это не в последнюю очередь с духовым кризисом и бессмысленностью жизни в современном Китае.

На этом фоне православие теоретически могло бы быть альтернативой, но пока что говорить об этом всерьез нет смысла. Пятнадцать тысяч человек с той Россией которая есть сейчас это вообще почти что ничего.

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ

Tags: Китай, Культурная Революция, Россия, культура, новости, политика, православие, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments