popoffich (popoffich) wrote,
popoffich
popoffich

Categories:

Тибетский сепаратизм, что это? Ч.2


Продолжение и заключительная часть статьи про тибетских сепаратистов. Первую часть смотреть тут
В прошлый раз я закончил на том, что пообещал рассказать про тибетскую культуру и про культурное различие с китайцами.

Тут надо понимать кто такие тибетцы. Это не просто какие-то отсталые, средневековые аборигены.

Это, с одной стороны, конечно очень дикий народ. К благам цивилизации не привыкший. Кочевники натурально вытирают заднее место камнями. Есть смешной случай, в один монастырь приехали немецкие, буддистско настроенные благотворители и за свой счет поставили чудо техники – биотуалет, вырабатывающий энергию из навоза и дающий свет всему монастырю. К сожалению, он ни дня не работал. Прихожане кочевники по привычке пользовались камнями и бросали их в унитаз, что засоряло трубы. Монахам после энной чистки это надоело, и они закрыли доступ в туалет.


С другой стороны, тибетцы — это очень умный и интеллигентный народ. Все новейшие религиозные идеи живо обсуждаются всем тибетским обществом. Монахи же это делают на профессиональной основе. Тибетские буддистские монахи изобрели свое ноу-хау – ритуализированные дебаты.
Задолго до телевизионных ток-шоу, они разработали и формализовали законы как должна идти дискуссия. Внешне это слегка напоминает танец.

Соперники делятся на атакующего и защищающегося.

Защищающийся сидит в позе лотоса и отвечает на аргументы противника. Делая характерные жесты при каждом контраргументе

Атакующий «нависает» над защищающимся, и каждый постулат он сопровождает особым движением и хлопком в ладони.

Спор идет по правилам буддистской логики. Я к сожалению, не могу её описать, но, насколько я знаю, она развивалась независимо от греческой логики и по своим законам. Тибетцы написали много учебников по логике. И на протяжении сотен лет оттачивали приемы создания логических ловушек.

Монахи в тибетских монастырях, ежедневно, тренируются в искусстве дебатов. Совсем как солдаты в воинских частях ежедневно тренируются в беге, отжиманиях и прыжках на месте.

Вот видео с тренировки тибетских дебатов, полюбуйтесь.

По традиции дебаты могут идти до трех дней без перерыва на еду и сон. От успеха дебатов зависит авторитет монаха и пути которыми будет идти тибетская духовная мысль. За результатами следят и обсуждают в народе как мы обсуждаем дебаты политиков и политических партий.

Как мне говорил знакомый американский тибетолог – «никогда не пытайся спорить с тибетцами, они прирожденные логики и спорщики, их не переспоришь».

Как сказал тот же тибетолог, тибетцы в чем-то сродни русским – экстремальные условия природы и варварские условия жизни компенсируются сверхвысокой образованностью и потрясающей культурой. На тибетском языке существует огромный массив книг, трактатов и художественной литературы, который до сих пор не переведен.

Недаром те тибетцы, которые ушли с полей и кочевий в города и получили образование становятся интеллигенцией с очень высоким уровнем эрудиции и образованности. Они реально выделяются на общем фоне.

Тибетцы конечно очень религиозный народ. Религия для них всё. Верующие тоже все. Далай-Лама абсолютный авторитет. Конечно тут нельзя привести никакой статистики насчет отношения к ДЛ. Потому что за саму попытку провести анонимный опрос об отношении к ДЛ можно в Китае получить срок за экстремизм и сепаратизм. Но как говорит знакомый тибетолог, абсолютное большинство, если не 90% любит Далай-Ламу. Почему в Тибете большинство чиновников до сих пор этнические китайцы? Потому что тибетцам не доверяют. В каждой тибетской семье есть как минимум человек, который заявляет о поддержке ДЛ открыто. Недавно арестовали несколько тибетских чиновников арестовали потому что они тайно поддерживали Далай-Ламу. У китайского правительства действительно очень неустойчивая почва в Тибете.

Это все вместе делает тибетцев очень интересными собеседниками, гораздо более интересными чем большинство китайцев. Китаец, если он не обсуждает хлеб насущный, работу и бизнес и говорит о политике, в большинстве своем будет повторять слово в слово официальную пропаганду. Тибетец же будет рассматривать проблему под всеми возможными углами по всем правилам буддистской диалектики.

Очень странная у них культура. Как в мультике про Карлсона «дикая, но симпатичная».

Жалко, что они вступили в конфронтацию с китайцами. Но с другой стороны это в какой-то степени было неизбежно, слишком разный у них культурный код. Тибетцы живут на небе и думают всю жизнь о небесных вещах.

Китайцы же прожжённые прагматики.

Два народа просто не понимают друг друга. Они говорят на разных языках.

При этом китайцы любят тибетцев, восхищаются их культурой как чем-то очень крутым. Они толпами валят в Тибет и скупают сувениры вагонами. Богатые китайцы, устав от погони за материальным, обращаются в буддизм тибетского образца (китайский буддизм большей частью погиб в ходе Культурной Революции). В каждом крупном городе можно найти лавку которая торгует тибетскими причиндалами – ладаном, подвесками, картинами, статуэтками и т.д. И судя по их количеству это все пользуется спросом.

Самые богатые китайцы так и вовсе выписывают себе личного монаха из Тибета, чтобы он постоянно жил у него дома и регулярно читал ему лекции о духовности.

Китайское правительство вкладывает огромные деньги в тибетскую инфраструктуру.

И китайцы искренне не понимают почему тибетцы их ненавидят.

А тибетцы относятся к китайцам со злобой. И дело не только в цензуре и арестах сторонников Далй-Ламы, что в принципе объяснимо. Дело еще в трагическом непонимании. То, что для китайца безусловное благо, для тибетца это сомнительная вещь.

Строят дороги? Это чтобы еще больше китайцев приезжало сюда. Чтобы процент тибетского населения был меньше, чтобы об особых правах даже не мечтали.

Строят школы? Чтобы все учили китайский язык и стали китайцами.

Строят дома? Зато кочевать запрещают. Тысячелетний способ кочевой жизни запрещают и навязывают оседлость, потому что так из Пекина следить удобнее. Потому что китайцам так привычнее.

Строят города? А толку если там живут одни китайцы.

Едут туристы? Деньги идут бизнесменам, а не простым людям, а цены на все растут. Кругом ходят толпы китайцев, глазеют на все подряд и разбрасывают мусор.

Например, традиционные тибетские похороны – покойника режут на части и скармливают птицам. Китайцы думают, что это нереально сурово и круто. Пытаются это снять если увидят. А тибетцев это раздражает. Представьте, что вы свою бабушку хороните, а тут подбегает толпа китайских туристов и начинает щелкать фотоаппаратами. Действительно действует на нервы.

И так во всем. А китайцам это не понятно. Он станет возражать мол смотрите какие мы молодцы, ВВП Тибета растет, строятся дороги, школы и города. Туристов больше с каждым годом, и они приносят деньги местным жителям. Откуда тут взяться недовольству если благо одно? Это реально два разных языка.

Тибетцы же отвечают на засилье китайцев самосожжениями. Уже полторы сотни самосожглось.

Китайское правительство обвиняет Далай-Ламу в самосожжениях. На самом деле они благодарить его должны.

Далай-Лама строго запретил устраивать вооруженные восстания.

Интересный факт – в 60-е, 70-е годы были серии вооруженных столкновений с китайцами, но память об этом стараются замять с двух сторон. Китайцы потому что им важно поддерживать миф о «Большой семье всех народов». Тибетское правительство в изгнании потому что им надо поддерживать миф что «Тибетцы — это мирный народ».

По сути Далай-Лама — это единственный человек который силой своего авторитета удерживает тибетцев от сепаратистской борьбы. Он продолжает утверждать, что ему предпочтителен вариант расширенной автономии в составе Китая по типу Гонконга. Между тем многие знакомые с тибетской тематикой люди предрекают что после смерти ДЛ, возможна активизация борьбы за тибетскую независимость. И тибетцы будут поджигать уже не себя, а китайские полицейские участки и администрации. Пассионарности у них достаточно. Накаленной ненависти тоже.

Кроме того, тибетцев очень любят не только китайцы, но и люди с Запада. Десятки, если не сотни тысяч «духовно богатых» представителей среднего и высшего класса западных государств «тащатся» по тибетскому буддизму, культуре и прочему. Они искренне поддерживают тибетский сепаратизм и готовы не за деньги, а за совесть бегать в майках “Free Tibet”.

Западные элиты же с удовольствием готовы разыграть эту карту, как они уже сделали это однажды в преддверии пекинской Олимпиады в 2008г.

 Кстати интересный факт - буддизм очень популярен среди китайских богачей и в том числе крупных чиновников. Причем так уж вышло что популярен именно тибетский буддизм, как самый загадочный и колоритный. Мы можем только догадываться о том, какое влияние тибетцы оказывают на китайскую элиту. Вполне возможно что не маленькое. И очень возможно что этот канал Запад - Тибет - Буддизм - китайская элита реально работает. Я позже напишу статью на эту тему с указанием источников.

Если сказать честно, то я, как частное лицо, не как представитель Сути Времени, думаю, что для китайского правительства самым оптимальным вариантом было бы пойти на встречу Далай-Ламе и подарить Тибету расширенную автономию. Пускай верят во что хотят. Сами выбирают себе правительство с одобрения Пекина. Ходят под своим радужным флагом. Китайские туристы пускай въезжают только по визе, как в Гонконг. Юань в качестве основной валюты можно оставить. Тибетские тугрики не нужны. Файрволл я бы тоже отменил, но это уже мои личные заморочки)))

Территория и армия при этом остаются китайскими. Преподавание в школах и телевиденье тоже на двух языках.

Кто-нибудь может объяснить мне почему так делать нельзя? Какой вред это сможет принести Тибету и Китаю? Я действительно немного не понимаю в этом вопросе.

Пожалуй, единственный рациональный ответ который я нашел для себя – китайцам нет прямой выгоды от автономного Тибета. Гонконг был им выгоден в своем статусе как окно во внешний мир и удобный инструмент для финансовых операций. Но скоро его важность упадет с ростом свободной экономической зоны в Шанхае, а также с развитием всего побережья. Эпоха нужды в таких свободных автономиях на фоне материкового социализма подходит к концу.

И с таким бэкграундом давать автономию кому-бы то не было Китай не видит смысла.
В то же время китайское правительство, наверное, считает, что оно в состоянии контролировать ситуацию и не идти на встречу какому-то Далай-Ламе. Может быть в уступках ему видится «потеря лица».

Лично я считаю, что это недальновидно. Ламаистский Тибет спокойно жил столетиями в составе империи Цин и не думал бунтовать. Вряд ли он взбунтуется если Пекин даст ему автономию сейчас. Зато если автономии не будет в данный момент, когда все спокойно, то в будущем, после смерти Далай-Ламы и активации экстремистов, Тибет может превратиться в головную боль на десятилетия.

Но это мое личное мнение, и я приветствую ваше мнение о Тибетской автономии в комментариях.

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ
Tags: Далай-лама, Запад, Китай, Тибет, буддизм, политика, размышления, сепаратизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments