popoffich (popoffich) wrote,
popoffich
popoffich

Categories:

Тибетский сепаратизм, что это? Ч.1


В продолжение тибетской темы, которую я поднял в своем предыдущем посте.
Я написал большую статью, которую пришлось разбить на две части. Сегодня первая часть.
Эти два поста я хочу сделать эдаким вопросом к аудитории, с просьбой к каждому читателю высказать свое мнение в комментариях.

Вопрос о проблеме тибетского сепаратизма и Далай-Ламы.

Дело в том, что когда мы говорим о тибетском сепаратизме, мы преувеличиваем намерения Далай-Ламы и тибетцев.
В головах многих людей живет представление что тибетцы — это что-то типа сторонников «Свободной Ичкерии» или «Уйгурстана». С мечтами об немедленном и полноценном отделении, даже ценой большой крови.

Но на самом деле Далай-Лама и его сторонники из Тибетского правительства изгнании вовсе не говорят о отделении и образовании независимого государства. Это Тибету невыгодно экономически.

 Дураку понятно, что как самостоятельное, независимое государство, Тибет неизбежно будет страной третьего мира. Тибет не имеет многочисленного и трудолюбивого населения, нет выхода к морю, нет обилия ресурсов, газа и нефти. Большая часть территории — это непроходимые горы. Север Тибета — это марсианский пейзаж где ничего не растет.

Экспортные товары, которые в состоянии производить Тибет — это лекарственные травы и насекомые (для китайской медицины), мясо и шерсть яков и духовность.

Больше в Тибете ничего нет.

Это очевидно всем и в том числе Далай-Ламе.

И он не говорит о независимом государстве, он говорит о расширенной автономии по типу Гонконга. Гонконг в отличие от Китая имеет свое правительство, валюту и полицию, своё налоговое и таможенное законодательство. В Гонконге не действует великий китайский фаерволл и материковые китайцы могут попадать в Гонконг только по визе.

Но при этом Гонконг является частью Китая. НОАК защищает Гонконг и назначение главы Гонконга происходит только с одобрения Пекина.

По сути Далай-Лама с самого момента своего бегства в 1958г. и даже раньше говорил именно о подобной модели расширенной автономии. Но китайцы не желают его слушать. Почему?

Китайцы любят заявлять, что с династии Цин, на протяжении нескольких сотен лет и вплоть до самой Синьхайской революции, Тибет был частью цинской империи. Но это правда только отчасти.

Во времена, когда маньчжуры присоединили Тибет к своей империи, там по сути не было современного права касательно наций и территорий. Отношения были по типу «сюзерен-вассал». Тибетцы ежегодно отряжали делегацию в Пекин, которая подносила императору дань, как знак своего вассалитета. Император же одаривал послов подарками, которые по своей стоимости превышали стоимость дани. Для тибетцев это был прибыльный бизнес, а для императорского двора это был сигнал «В Тибете все спокойно».

При этом вся элита придерживалась тибетской версии буддизма, ровно, как и монголы на севере Цинской империи. В центре Пекина есть очень красивый Yonghegong Lama Temple построенный как раз в те времена. Там еще огромная статуя Будды стоит. Для создания Будды использовали гигантский ствол дерева, который тащили с самого Тибета.

Для тибетцев такое сотрудничество было выгодно. Им не нужно было содержать свою армию, потому что их охраняли маньчжуры. Вся цинская элита была поголовно буддистской и задаривала пожертвованиями тибетские храмы. К тому же цинские власти почти никак не влияли на внутренне-тибетские дела. Он фактически был независимым все это время.

Когда же империя распалась, а к власти пришли китайские, ханьские националисты, то начался парад суверенитетов и о своей независимости объявили Монголия, Синцзян, Тибет, Тува.

Позднее уже, под давлением Сталина, Мао Цзэдун признал право Тувы и Внешней Монголии на независимость. Но у Синцзяна и Тибета могущественных покровителей не нашлось. Сильную армию за период «самостийности» они тоже сформировать не успели. В этом собственно и состоит причина их захвата Китаем.

Но если в предыдущие периоды истории тибетцы жили достаточно самостоятельно, то теперь, очень во многих моментах, их урезают.

Но чтобы понять это, нужно понимать, хоть немного, что такое тибетская культура и кто такие тибетцы. Об этом в следующей статье.

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ
Tags: Китай, Тибет, история, политика, сепаратизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments